Беренс, Петер


Пе́тер Бе́ренс (нем. Peter Behrens; 14 апреля 1868[1][2][…], Гамбург[3] — 27 февраля 1940[3][1][…], Берлин[3]) — немецкий архитектор, один из основоположников конструктивизма в архитектуре и пионер промышленного дизайна, представитель Дюссельдорфской художественной школы, писатель, критик и теоретик архитектуры XX века.

«Одна из самых значительных фигур в истории архитектуры, он был первым ориентиром для архитекторов нового поколения, таких как Ле Корбюзье, В. Гропиус, Л. Мис ван дер Роэ. Интенсивная деятельность Беренса распространяется на все области архитектуры: частные дома, общественные сооружения, церкви, виллы, павильоны промышленных выставок, административные здания крупных предприятий, фабрики и промышленные постройки»[6].

В 1877—1882 годах посещал Кристианиум. Затем учился живописи в Гамбургской художественной школе. В 1886—1889 годах занимался в живописных классах в Карлсруэ и Дюссельдорфе.

С 1890 года жил в Мюнхене, где стал членом художественного объединения «Мюнхенский сецессион». После посещения в 1897 году Италии П. Беренс снова работал в Мюнхене в качестве живописца, книжного графика, иллюстратора, оформителя журналов и брошюр, был среди основателей «Объединённого союза работников искусств и ремёсел» так называемого Мюнхенского кружка[7].

В 1899—1903 годах работал в Дармштадтской колонии художников. В 1901 году он построил в Дармштадте собственный дом с интерьерами, обставленными мебелью по своим рисункам, мозаикой, росписями, тканями и керамическими изделиями. Это было одно из первых произведений архитектуры «нового стиля». В облике дома прослеживаются влияния стиля ар нуво, в частности архитектуры Анри ван де Велде и Чарлза Ренни Макинтоша. В 1900 году Беренс опубликовал брошюру-манифест «Праздник жизни и искусства», где положительно оценивал «современную эпоху» с ее «серьёзными потребностями» и «полезными ценностями».

В 1901—1902 годах Беренс преподавал архитектурное проектирование на курсах мастеров в Нюрнберге. В 1903 году по рекомендации архитектора Германа Мутезиуса Беренс был назначен директором Художественно-промышленной школы (Kunstgewerbeschule) в Дюссельдорфе. В 1907 году Беренс стал одним из учредителей Немецкого Веркбунда (нем. Deutscher Werkbund) — «Германского производственного союза», объединения художников, архитекторов, мастеров, предпринимателей, промышленников и экспертов с целью «поддержки и развития художественных ремёсел и нового промышленного искусства, призванного повысить качество массовой промышленной продукции»[8].