Московская школа (древнерусское искусство)


Моско́вская шко́ла — одна из региональных школ в древнерусском искусстве, развивавшаяся в XIV—XVI веках. Сложилась в период усиления Великого княжества Московского и достигла расцвета в конце XV века при формировании Русского государства[1].

Московская школа выразилась в каменной архитектуре (прежде всего, в церковном зодчестве), живописи (иконопись и роспись) и прикладном искусстве.

Ранний период московского зодчества охватывал XIV — первую четверть XV века[2]. В XIV столетии Москва, основанная Юрием Долгоруким в 1156 году на месте более древнего поселения, стала столицей крупного русского княжества, быстрому возвышению которого после монгольского нашествия способствовали выгодное географическое положение на пересечении торговых путей, активное переселение людей в более безопасные районы междуречья Оки, Клязьмы и Москвы, а также политика московских князей по объединению русских земель. Москва постепенно становилась политическим и культурным центром Руси. Не последнюю роль в этом процессе играл союз московских князей и духовенства, стремившегося к отделению русской церкви от греческой. Одной из больших политических побед московских князей стало перенесение в 1323 году митрополичьей кафедры из Владимира в Москву[3].

Успехи московского княжества закрепила политика Ивана Калиты (1325—1340), при котором началось монументальное каменное строительство в Москве. В 1326—1327 годах среди деревянной московской застройки был возведён первый белокаменный Успенский собор, служивший местом погребения митрополитов. В 1329 году неподалёку была выстроена церковь-колокольня Иоанна Листвичника, выполнявшая также роль дозорной башни. В 1330 году был построен собор Спаса на Бору. В 1333 году возведён каменный Архангельский собор — великокняжеская усыпальница. Группа этих каменных зданий предопределила формирование Соборной площади Московского Кремля — административно-политического центра города. В западной части площади расположились постройки великокняжеского двора. Готовясь к битвам с Золотой Ордой, Иван Калита существенно расширил территорию Кремля, в 1339 году обнеся её дубовыми стенами[3].


Успенский собор на Городке (реконструкция первоначального облика Б. А. Огнева)
Успенский собор на Городке, современный вид
Духовская церковь Троице-Сергиевой лавры, 1476–1477
Собор Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова-Белозерского монастыря, 1490-е годы
Спасо-Преображенский собор Хутынского монастыря, 1515
Церковь Сретения Господня Антониева монастыря, 1533 год
«Поклонение волхвов». Сийское Евангелие. 1339 год
«Отослание апостолов на проповедь». Сийское Евангелие. 1399 год
Житийная икона Бориса и Глеба, середина XIV века
Житийная икона Николы из Николо-Угрешского монастыря. 1380-е годы
«Спас Ярое Око»
Борис и Глеб, икона середины XIV века
Иоанн Креститель
«Пименовская Богоматерь», 1380-е годы
«Спас в Силах»
«Преображение», около 1403
«Евангелие Хитрово», 1390-е годы
«Евангелие Кошки», 1392 год
«Благовещение» из Троице-Сергиевой лавры, конец XIV века
«Праздники», конец XIV века
«Предста Царица», конец XIV века
«Распятие», Византия, последняя треть XIV века
Фрески владимирского Успенского собора
«Рождество Христово»
«Крещение»