Троица (икона Рублёва)


«Тро́ица» (также «Гостеприи́мство Авраа́ма») — икона Святой Троицы, написанная Андреем Рублёвым в первой трети XV века. Самое знаменитое[2] из его произведений и одна из двух (вместе с фресками Владимирского Успенского собора) сохранившихся работ, которые, как считают учёные[3], достоверно принадлежат ему. Является одной из самых прославленных русских икон. Документальных свидетельств об авторстве и истории создания «Троицы» не сохранилось. Её исследования — научное, технико-технологическое, искусствоведческое и богословское — продолжаются и в настоящее время.

До 1917 года икона находилась в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры. Самые ранние из сохранившихся упоминаний «Троицы» — записи во вкладных книгах Троице-Сергиева монастыря 1649 и 1673 годов, согласно которым икона находилась в местном ряду иконостаса Троицкого собора. По наиболее распространённому мнению исследователей, создавалась одновременно с этим иконостасом. После реставрации, проведённой в 1918—1919 годах, находилась в Сергиево-Посадском музее. В 1929 году поступила в собрание Государственной Третьяковской галереи.

За время своего существования икона многократно поновлялась и чинилась, при этом авторская живопись была скрыта за позднейшими слоями краски. Первая научная реставрация «Троицы» была проведена в 1918 году сотрудниками Сергиевского филиала реставрационной мастерской Комиссии по сохранению и раскрытию памятников древнерусского искусства. Многие десятилетия специалисты изучали «Троицу», используя современные методы исследования живописных произведений. Благодаря им собран исключительный по своей обстоятельности свод сведений об этой иконе.

В июле 2022 года, несмотря на протесты сотрудников, была вывезена в Троице-Сергиеву лавру, где находилась в течение нескольких дней в условиях, отрицательно повлиявших на сохранность[⇨].

15 мая 2023 года решением президента России Владимира Путина икона была возвращена Русской православной церкви на долгосрочное ответственное хранение[4][5]. Реставраторы предупреждают, что икона может пострадать без специальных условий хранения. Некоторые обозреватели считают решение политическим, вызванное сложной ситуацией в войне России с Украиной[⇨].

Основа иконы деревянная, вертикального формата, размером 141,5 х 114 см. Она составлена из трёх липовых досок, которые соединены между собой с помощью клея и врезных шпонок на оборотной стороне. Перед нанесением грунта (левкаса) на основу были наклеены два куска паволоки, их стык почти совпадает с вертикальной осью иконы. Качество левкаса очень высокое, он состоит из мела, кальцита и белкового клея. Наличие в левкасе частиц кальцита, характерное также для икон из иконостаса Троицкого собора, является одним из доказательств предположения об одновременном создании «Троицы» и иконостаса[6].