Новгородская школа (древнерусское искусство)


Новгородская школа — историко-региональная школа древнерусского искусства XII—XVI веков. Сложилась на территории Новгородской республики. Одна из наиболее значительных древнерусских школ архитектуры, иконописи и фрески[1]. В XIII—XIV веках от новгородской школы отделилась псковская школа архитектуры и монументальной росписи. Архитектурные сооружения новгородской школы составляют большинство исторических памятников Новгорода и его окрестностей, которые в наше время включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Великий Новгород в «домонгольское время» (до нашествия монголо-татар в 1236 году на восточнорусские земли) был одним из главных центров славянской культуры. Городу «повезло» и в географическом отношении. В 1238 году монгольская конница ворвалась во Владимир, опустошила город, перебив его жителей. Монголы разорили Москву и Суздаль, но затем монгольское войско свернуло на юг и не дошло до Новгорода, город остался свободным, чему русские историки-славянофилы придавали символический смысл.

Христианство проникало в славянские земли не только с юга, из Византии, но и с запада с VIII века вместе с ирландскими миссионерами. Они несли как греческую, так и латинскую культуру. «Воротами севера» для скандинавских влияний была Старая Ладога. «Воротами запада» — Великий Новгород. Жители города впитывали разные идеи: «западный рационализм, проповеди бенедиктинцев. На улицах Великого Новгорода наряду с русской звучала немецкая, польская, шведская, итальянская речь». Ганзейский союз североевропейских городов, оформившийся в 1367—1370 годах, имел в Новгороде своё представительство[2].

Вечевой колокол — символ свободы и независимости города — был заимствован новгородцами с Запада. Для монашества Северной Европы были характерны миссионерская и просветительская деятельность и, в частности, призывный колокольный звон (не принятый в Византии). В X—XI веках в Новгороде возник Готский двор с церковью Св. Олафа (1029—1030). В конце XII века — Немецкий двор с церковью Св. Апостола Петра. В Швеции на острове Готланд новгородцы устроили собственный торговый двор. В 1207 году на новгородском Торгу (торговой стороне на правом берегу р. Волхов) соорудили церковь Св. Параскевы, девы Римской, культ которой связан с почитанием Св. Николая Барийского и Св. Климента, четвёртого епископа Римского[3].

В детинце епископ Иоаким «срубил дубовую церковь Софии о тринадцати верхах», подобно киевской. С 1045 года по велению сына киевского князя Ярослава Мудрого — Владимира Ярославича, посаженного отцом княжить в Новом городе (1036—1052), стали строить каменный собор Святой Софии (1045—1050). Работали, вероятно, киевские каменщики. Этим объясняется композиционная схема, аналогичная киевской: пять нефов с хорами и лестничная башня[4].