Сигеберт из Жамблу


Сигеберт из Жамблу (лат. Sigebertus Gemblacensis, фр. Sigebert de Gembloux, нидерл. Sigisbert van Gembloers; около 1029 или 1030 — 5 октября 1112[3][4][5]) — средневековый нидерландский хронист и агиограф, монах-бенедиктинец из аббатства Св. Петра в Жамблу в Валлонском Брабанте (совр. бельгийская провинция Намюр).

Происхождение точно не установлено, предположительно был выходцем из окрестностей Жамблу в Валлонии (совр. провинция Намюр)[6], с ранних лет отданным родителями на обучение в местное аббатство. По другим данным, родился на берегах Мааса в Нижней Лотарингии[7]. Анализ языка его произведений показывает, что он имел скорее романские, чем германские корни[8].

Завершив монастырское обучение при аббате Ольберте (1012—1048)[7], направлен его преемником Мисахом (1048—1071) в аббатство Св. Винсента[фр.] в Меце, по просьбе брата последнего тамошнего настоятеля Фулькуина[4], и в течение долгого времени, приблизительно с 1050 по 1070 год[9], преподавал там грамматику, риторику, поэтику, а также латынь и древнееврейский язык[10]. Написал там жития епископа Мецкого Тьерри I[англ.] (964—985), короля Сигеберта III Австразийского (632—656), основателя местного монастыря Св. Мартина, а также латинскую поэму о мученичестве Святой Луции Сиракузской, мощи которой почитались в Сент-Винсентском аббатстве[6].

Не позже 1075 года возвратился в родную обитель[11], где при аббатах Титмаре (1071—1092) и Литхарде (1092—1115) изучались науки, формировался скрипторий и активно пополнялась монастырская библиотека. Возглавив местную школу, завоевал немалый авторитет своими обширными знаниями и в 1080-е годы, по инициативе Титмара, занялся, помимо преподавательской деятельности, историческими трудами, вероятно, получая для этого материалы из книжных собраний других монастырей. Чуждый всяческого честолюбия, никогда не интересовался карьерой, получив широкую известность в качестве учёного-энциклопедиста и искусного мастера пера[8].

Придерживался проимперских позиций в полемике с папством за инвеституру, и в конфликте императоров Генриха IV и Генриха V с папами Григорием VII и Пасхалием II последовательно поддерживал первых[12]. В частности, в своём ответе на письмо Григория VII Герману фон Мецу опровергал право римских понтификов отменять присягу на верность королю, отстаивая также права женатых священников[8]. От имени Льежской церкви выступил против призыва папы Пасхалия II употребить насилие в отношении епархии Камбре, отделившейся в 1093 году от епархии Арраса[10].