Симфония № 1 (Ланггор)


Симфония № 1 «Горные пасторали» (дат. Klippepastoraler), BVN 32 ― произведение Руда Ланггора, завершённое им в 1911 году в возрасте 17 лет. Несмотря на то, что первоначально современники композитора считали симфонию трудной и даже невозможной для исполнения (из-за её технической сложности и грандиозного масштаба), премьера произведения в 1913 году, данная Берлинским филармоническим оркестром под управлением дирижёра Макса Фидлера, была хорошо принята публикой[1][2][3].

Первая симфония Ланггора композиционно и структурно похожа на сочинения Рихарда Вагнера, Петра Ильича Чайковского, Антона Брукнера и Рихарда Штрауса благодаря богатой оркестровке и значительной продолжительности. Как видно из названий частей и подзаголовка симфонии (который был присвоен ей в 1946 году, через 38 лет после её написания), она иллюстрирует путешествие от подножия до вершины горы. Типичное исполнение произведения длится немногим более часа[1][2].

В пятой части к данному составу инструментов прибавляются ещё 3 трубы, 2 тромбона, бас-тромбон и туба[4].

Помимо того факта, что Руд Ланггор в своей [композиционной] технике демонстрирует поразительную зрелость и уверенность руки, мы находим у него нечто ещё более важное: в его тематической изобретательности, в развитии и использовании его идей присутствует исключительный творческий подход и основательно продуманные звучания[3].

Лучше всего рассматривать это произведение <…> в высокой романтической традиции. В музыке присутствуют все приметы эпохи: устремлённость [к высотам] и борьба, столь характерные для произведений [этого] жанра. <…> Когда-то эта симфония осуждалась и признавалась наивной. И всё же это великолепная музыка. Если бы нам сказали, что это произведение более «авторитетного» композитора, скажем, давно утраченная ранняя симфония Рихарда Штрауса, мы бы восхитились [её] звуками, гармониями и, что важнее всего, превосходной, грамотной оркестровкой[3].