Симфония № 4 (Чайковский)


Симфония № 4 фа минор op. 36  — симфония Петра Чайковского в 4 частях, созданная в 1877 году. Премьера состоялась в Москве, 22 февраля 1878 года оркестром под управлением Н. Г. Рубинштейна.

Первая в истории русской музыки симфония — психологическая драма[1], сопоставимая по силе с симфониями Бетховена[2].

Создание Четвёртой симфонии связано со временем глубокого общественного кризиса: Русско-турецкая война (об этом были написаны полотна Верещагина, «Забытый» и «Полководец» Мусоргского, у Толстого в «Анне Карениной» Вронский уезжает на эту войну). Для Чайковского война — это рок, фатум. Помимо этого, в период работы над Четвёртой симфонией Чайковский переживал острейший душевный кризис, и сочинения этого периода — поистине крик души.

В Четвёртой симфонии с огромной силой показано столкновение человека с силами неумолимой судьбы, рока. Это бетховенская идея (Чайковский признавал влияние Пятой симфонии Бетховена), но у Бетховена герой — титан, борец («Я схвачу судьбу за глотку!»), а у Чайковского — живой человек, мучающийся, страдающий под ударами судьбы («Она непобедима и её никогда не осилишь»[3]), ищущий выхода, пытающийся забыться в воспоминаниях, грёзах, спастись от одиночества, тяжких дум и находящий утешение в народном веселье.

Драме первой части противостоит тройка последующих: лирический герой находит утешение в русской песне (вторая часть), русской природе (третья часть; природа более широко, в том числе и тема алкоголизма, о чём писал Чайковский) и русском танце (веселье финала).

Четвёртая симфония создавалась при активной моральной (да и материальной) поддержке Н. Ф. фон Мекк. В переписке автор называет Четвёртую симфонию «нашей симфонией».