Оркестровый джаз


Оркестровый джаз — разновидность джазовой музыки, которая характеризуется сочетанием элементов классической европейской музыки с ритмичным и инструментальным звучанием традиционного джаза. Понятие ввёл американский дирижёр и скрипач Пол Уайтмен, первым включивший в аранжировки симфонических произведений джазовые элементы.

Наиболее заметные переходы от новоорлеанского и чикагского стилей джаза к оркестровому джазу включали переход от полифонии к гомофонии, расширение музыкальных инструментов в оркестре, переход из коллективной импровизации на заранее аранжированные композиции. До 1930 года биг-бенды состояли из труб, тромбонов, саксофонов или кларнетов, а ритм-группа состояла из тубы, банджо, фортепиано и барабанов.

Ранние биг-бэнды обычно играли популярные песни с 32 тактами или блюз с 12 тактами, которые были организованы вокруг традиционного джазового двухтактного грува; однако по мере развития жанра биг-бэнда четырёхдольный свинговый ритм стал его наиболее существенным изменением. Частично это было связано с изменением инструментовки ритм-секции и включением струнного баса, а также заменой банджо гитарой. Окончательно, музыкальные аранжировки, организовавшие игру ансамбля, были основаны на «риффовом подходе», в котором использовались головные аранжировки. В головных аранжировках используется типичный для афроамериканской музыки пропоста и риспоста; каждая оркестровая часть гармонирует с определённым риффом, отвечая на фразы других частей. Оркестровые джазовые пьесы, таким образом, логически развивались через напряжение, построенное и высвобожденное гармонической связью многослойной игры.

В 1892 году чешский композитор-романист Антонин Дворжак прибыл в Нью-Йорк, чтобы занять должность директора в Национальной консерватории Америки. Его целью стало желание заинтересовать и вдохновить молодых композиторов применять в оркестровой музыке мотивы мелодий американских индейцев и афро-американских общин. Композитор полагал, что будущая музыка этой страны должна быть основана на мелодиях этнических групп. Они могут стать основой новой серьёзной и оригинальной школы композиции, которая будет разработана в Соединенных Штатах Америки[1]. В декабре 1893 года в Карнеги-холле состоялась премьера «Симфонии № 9 ми минор „Из Нового Света“» Дворжака, которая отражала идеи автора и положила начало оркестровому джазу.

Афроамериканские музыканты из Нового Орлеана, штата Луизианы, являвшиеся пионерами джаза, объединялись в ансамбли, и в поисках заработка стали мигрировать в Чикаго и Нью-Йорк, принеся джазовую музыку на север США в начале 20-х годов XX века[2]. Спустя время афроамериканский квартал Харлем в Манхэттене стал культурным центром жанра.