Синерама


Синерама (англ. Cinerama, образовано от Cinema и Panorama) — панорамная кинематографическая система, разработанная в 1952 году в США[1]. Её авторы — киноинженер Фред Уоллер и пионер американской магнитной звукозаписи Хазард Ривс[2][3]. Особенностью киносистемы было одновременное использование трёх киноплёнок, на каждую из которых снималась своя часть панорамного кинокадра с большим горизонтальным углом обзора. Премьера первого фильма «Это Синерама» (англ. This is Cinerama), отснятого по новой системе, состоялась 30 сентября 1952 года на Бродвее[4].

Съёмка фильма велась специальным киносъёмочным аппаратом с тремя синхронизированными лентопротяжными трактами и тремя 35-мм киноплёнками[5][6]. Изображения на плёнках строили три объектива Eastman Kodak[6] с фокусным расстоянием 27 мм, каждый из которых обеспечивал горизонтальный угол поля зрения 50°[7][8]. Угол между оптическими осями объективов камеры составлял 48° с таким расчётом, чтобы получаемые изображения обеспечивали взаимное перекрытие в пределах 2°[9]. Фильмовые каналы для киноплёнок расположены так, чтобы оптические оси объективов пересекались в одной точке перед камерой. В итоге, киноплёнка и объектив, расположенные слева, были повернуты вправо и снимали правую часть общей картины. На правую плёнку снималась левая часть широкоэкранного изображения, а на среднюю — центральная.

Система оснащалась общим обтюратором, расположенным в точке пересечения оптических осей объективов перед камерой[10]. Это обеспечивало одновременное экспонирование всех трёх плёнок. Шаг кадра на стандартной 35-мм киноплёнке составлял 6 перфораций, что в полтора раза больше стандартного в 4 перфорации[7]. В результате размер кадрика на каждой из трёх плёнок составлял 25,32 мм в ширину и 28,35 мм в высоту[11][12], что давало огромную суммарную площадь негатива 71,3×27,4 мм, превосходящую любой широкоформатный кадр, за исключением IMAX[13]. Частота съёмки и проекции «Синерамы» равнялась 26 кадрам в секунду, за исключением двух последних фильмов, когда она была выбрана стандартной для звукового кино: 24 кадра в секунду[11]. Изображения с трёх киноплёнок совмещались только на экране, давая горизонтальный угол обзора в 146°, превосходящий человеческое поле зрения, включая периферийное[14]. Для уменьшения самозасветки боковые части экрана выполнялись из отдельных узких полос[15].