IMAX


IMAX (Аймэкс (МФА: [ˈaɪmæks][1]; англ. Image Maximum — «максимальное изображение»), в советской отраслевой литературе Аймекс[2][3]) — широкоформатная кинематографическая система, на которой основаны ряд технологий кинопоказа и устройство сети кинотеатров по всему миру[4]. Формат разработан канадской корпорацией «Мультискрин» в 1970 году и рассчитан на использование для фильмокопий перфорированной киноплёнки шириной 70 мм с продольным расположением кадра[5]. За счёт большой площади изображения на плёнке формат обладает наибольшей информационной ёмкостью из всех существующих, а крупное кадровое окно кинопроекторов позволяет пропускать огромный световой поток на экраны гигантских размеров, недоступных для других кинематографических систем[* 1].

В отличие от любых других кинотеатров, в которых ширина экрана меньше длины зрительного зала, экран IMAX превосходит её[* 2]. В результате угловые размеры изображения превышают поле зрения человека, сидящего на любом месте: 60—120° по горизонтали и 40—80° по вертикали[6]. За счёт этого границы изображения становятся малозаметными, обеспечивая максимальный эффект присутствия («погружения»), наиболее полный при просмотре 3D-фильмов. Благодаря уникальным возможностям IMAX возглавляет список технологий «гигантского экрана» (таких как Iwerks и Astrovision).

Попытки усилить впечатление от просмотра кинофильма увеличением размеров экрана начались одновременно с рождением кинематографа. Форматы Fox Grandeur и Magna, появившиеся в 1929 году и ставшие прототипами широкоформатного кино, тогда не получили широкого распространения. Начавшийся в середине 1950-х годов «широкоэкранный бум» вернул зрителей в кинотеатры от телевизоров, но панорамный формат «Синерама», основанный на использовании трёх киноплёнок, проецируемых на большой и сильно изогнутый экран, был слишком сложен в обслуживании. Форматы «Синемаскоп» и «Тодд-АО» оказались проще в эксплуатации, но не позволяли сделать экран достаточно большим для необходимого «эффекта погружения».

Технология IMAX решила большинство задач, поставленных её предшественниками, и стала полноценной заменой слишком неудобной «Синерамы». Она была разработана в качестве киноаттракциона для выставки Экспо-67 в Монреале группой инженеров канадской компании Multiscreen Corporation Limited: Граемом Фергюсоном, Романом Койтором, Робертом Керром и Уильямом Шоу[7][8][9]. В отличие от «Синерамы», в системе использована одна 70-мм киноплёнка с большим кадром вместо трёх 35-мм киноплёнок. Такое решение было найдено Уильямом Шоу и стало осуществимо благодаря системе перемещения киноплёнки «катящаяся петля», купленной у австралийского изобретателя Рональда Джонса[10][11].