CinemaScope


Синемаско́п, Синемаско́п-35 (англ. CinemaScope) — широкоэкранная анаморфированная кинематографическая система, основанная на использовании стандартной 35-мм киноплёнки. Система использовала одноимённые анаморфотные объективы для съёмки и проекции изображения на экран шириной до половины длины кинозала. Формат разработан президентом кинокомпании «XX век Фокс» Спиросом Скурасом и применялся с 1953 до 1967 года[1]. Он стал основой для большинства других систем с анаморфированием, существующих до сегодняшнего дня.

«Синемаскоп» является одновременно производственным и прокатным форматом, то есть с негатива возможна контактная печать совмещённых фильмокопий такого же формата.

Формат «Синемаскоп» был создан во времена «широкоэкранного бума», когда быстрое развитие телевидения в США привело к резкому снижению доходов кинопроката. Панорамный кинематограф, появившийся годом ранее, произвёл огромное впечатление на публику, возродив её интерес к кинотеатрам[2]. Однако, присущие панорамной «Синераме» недостатки, включавшие дороговизну[3], общую техническую сложность и значительные ограничения при съёмках постановочных фильмов, препятствовали массовому распространению[4]. Повторяя в упрощённом виде основные особенности «Синерамы» — широкий экран и многоканальный звук — «Синемаскоп» был лишён большинства её проблем за счёт использования одной киноплёнки вместо трёх и специального анаморфотного объектива для съёмки и проекции. Конструкция такого объектива, изменяющего пропорции изображения, под названием «Гипергонар» была разработана в 1927 году французом Анри Кретьеном на основе открытий Эрнста Аббе, сделанных ещё в XIX веке[5][6]. Оптическая система, предложенная Кретьеном, состояла из обычного аксиально-симметричного («сферического») объектива и анаморфотной насадки с двумя цилиндрическими компонентами[7].

20 мая 1930 года в одном из парижских кинотеатров состоялась премьера фильма «Возникновение огня» (фр. Construire un feu), снятого при помощи этого объектива режиссёром Клодом Отан-Лара[8][9]. Однако, объектив не нашёл тогда массового применения, поскольку страдал серьёзным недостатком: при изменении расстояния до объекта съёмки требовалось не только заново фокусировать сферические линзы, но и дополнительно изменять расстояние между цилиндрическими компонентами насадки[10]. В противном случае изображение на киноплёнке получалось нерезким[11]. Новая киносистема Кретьена, презентация которой состоялась 18 декабря 1952 года в Париже, носила название «Анаморфоскоп» (англ. Anamorphoscope)[12][13]. После покупки кинокомпанией 20th Century Fox прав на изобретение, «Гипергонар» был усовершенствован оптической фирмой Bausch & Lomb, получив общий механизм фокусировки основного объектива и анаморфотной насадки, объединённых в анаморфотный блок[14]. Доработанному оптическому устройству и новому формату было присвоено торговое название «CinemaScope». По условиям контракта Кретьен получал один доллар с каждого проданного объектива этой системы[15].