Синий кит (игра)


«Си́ний кит» (а также «Тихий дом», «Разбуди меня в 4:20», «Море китов», «Млечный путь», «U19», «F57» и другие названия) — российская городская легенда о существовании в социальных сетях игры, в которую играют дети и подростки и финальной целью которой является совершение самоубийства. Информация о существовании такой игры была опубликована в «Новой газете» 16 мая 2016 года в статье «Группы смерти» за авторством Галины Мурсалиевой[1], широко растиражирована СМИ и стала причиной моральной паники среди населения России. Существование этой игры не подтверждено до сих пор.

По информации «Новой газеты», для того, чтобы начать «игру», пользователи социальных сетей (в подавляющем большинстве — подростки), размещают на своих страницах хештеги #синийкит, #явигре, #синий, #тихийдом и т. п., после чего с ними связывается «куратор», который устанавливает с ними контакт. Как правило, «кураторы» пользуются поддельными аккаунтами, зарегистрированными на чужие имена и фамилии, из-за чего их невозможно идентифицировать. Куратор сперва объясняет правила: «никому не говорить об этой игре», «всегда выполнять задания, какими бы они ни были», «за невыполнение задания тебя исключают из игры навсегда и тебя ждут плохие последствия»[2], затем «куратор» начинает выдавать задания. Обычно насчитывается около 50 заданий: по одному на день. Как утверждала автор статьи о «группах смерти» журналистка Мурсалиева, это отсылка к роману Стейс Крамер «50 дней до моего самоубийства»[3].

Образ кита, предположительно, позаимствован из песни «Гореть» группы Lumen и означает одиночество и отчуждённость[2]. Возможно, название также связано с массовым выбрасыванием китообразных на берег. Когда кит попадает в беду, он издаёт сигнал бедствия, услышав который, сородичи устремляются ему на помощь. Описанная стратегия выживания прекрасно работает в открытом океане, но не на мелководье, когда пострадавший кит привлекает к себе и других китов, провоцируя массовую гибель животных[4]. Схожий принцип может быть заложен и в игру «Синий кит»: подростки, находящиеся в трудной жизненной ситуации, сигнализируют об этом: публикуют в социальных сетях принятые в игре хештеги, — но вместо того чтобы спастись, все они могут погибнуть.

Существует большое количество версий происхождения феномена «Синего кита». Например, журналист Владимир Тодоров убеждён, что «в России никогда не было зловещей секты, целенаправленно доводящей подростков до самоубийства»: в роли анонимных кураторов выступают такие же подростки, как и их гипотетические жертвы[5].