Синий мост (Кронштадт)


Си́ний мост — автодорожный стальной мост через Обводный канал в Кронштадтском районе Санкт-Петербурга. Объект культурного наследия России регионального значения. К устою Синего моста прикреплён Кронштадтский футшток, от нуля уровня которого производятся измерения глубин и высот в России.

Постройка моста началась в 1791 году. Работы проводил петрозаводский купец Ф. Бекренев. Строительство завершилось к июню 1794 года. Мост был деревянным, подъёмным, с цепным разводным механизмом. При постройке был выкрашен зеленой краской, но затем цвет изменили на синий. В 1840 году по предложению гидрографа М. Ф. Рейнеке на каменном устое Синего моста нанесена черта, соответствовавшая среднему уровню воды Финского залива по наблюдениям 1825—1839 годов. С этой чертой был совмещен ноль Кронштадтского футштока, от которого измерения глубин и высот в России[1].

В 1874 году мост перестроен по проекту подполковника Петровского. Новый мост стал поворотным железным, с деревянным настилом и проходами для пешеходов по обеим сторонам. При постройке были до уровня воды разобраны быки моста, в связи с чем утеряли вырубку ординара воды, сделанную в 1840 году М. Ф. Рейнеке. Металлические конструкции моста устанавливал петербургский завод Архимед, каменные работы выполнял Царскосельский купец Я. Брунов, а газовые фонари к мосту установлены кронштадтским Газовым заводом. Постройка завершилась к лету 1875 года[2].

В 1964 году выполнен капитальный ремонт моста — с использованием дополнительных фасадных балок были расширены проезжая часть и тротуары[3]. Работы выполнялись СУ-2 треста «Ленмостострой» под руководством прораба В. К. Кириллова[4].

8 мая 2005 года к 60-летию победы в Великой Отечественной войне на стенке набережной Обводного канала у Синего моста был открыт памятник блокадной колюшке[5].

Мост трёхпролётный металлический. Основу моста составляет поворотное разводное металлическое клёпаное пролётное строение 1874 года[6]. Разводное пролётное строение перекрывает левобережный (6,65 м) и средний (11,1 м) пролёты. Пространство между левобережным устоем и промежуточной опорой для расположения поворотного устройства с противовесом разводного пролёта перекрыто сплошным сводом из известкового камня[4]. Правобережный пролёт моста (5,66 м) перекрыт балочным пролётным строением из прокатных двутавровых балок. Однокрылое клёпаное разводное пролётное строение состоит из двутавровых балок, объединённых поперечными связями. С фасадов установлены две неразрезные металлические балки длиной 23,4 м. Фасадные балки имеют высоту 1,0 м в пролёте и 1,252 м на промежуточных опорах. По верхним поясам балок уложена плита проезжей части из сборных железобетонных плит. Опоры массивные каменные, облицованы гранитом. Общая длина моста составляет 23,8 м, ширина — 10,25 м[4].