Синий мост (Санкт-Петербург)


Си́ний мост — автодорожный арочный мост через реку Мойку в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, соединяет Казанский и 2-й Адмиралтейский острова. Является самым широким (97,3 м) мостом в городе. Входит в ансамбль Исаакиевской площади. Относится к числу петербургских мостов с «цветными» названиями[⇨].

Соединяет Исаакиевскую площадь с переулком Антоненко и Вознесенским проспектом. Рядом с мостом расположены Мариинский дворец, Исаакиевская площадь с памятником Николаю I, Исаакиевский собор, здания Всероссийского Института Растениеводства им. Н. И. Вавилова (ВИР) и его библиотеки, поблизости (на Большой Морской улице) — Дом Композитора (архитектор О. Монферран). На спуске у моста в 1971 году по проекту архитектора В. А. Петрова[1] был установлен гранитный столб-футшток, украшенный трезубцем Нептуна. На основании столба, уходящем под воду, нанесены отметки по уровню воды самых крупных наводнений: 1824, 1903, 1924, 1955, 1967.

Название известно с 20 апреля 1738 года[2] и происходит от первоначального деревянного моста, перила которого были выкрашены в синий цвет.

В 1737 году Г. ван Болесом на этом месте был построен деревянный подъёмный мост[3]. В середине XVIII века мост перестроили в трёхпролётный с деревянным пролётным строением на каменных опорах по типу мостов Крюкова канала[4]. В 1818 году по проекту В. Гесте мост был перестроен в однопролётный чугунный арочный из чугунных тюбингов. Металлические конструкции были изготовлены на Олонецких заводах в Петрозаводске[5][6]. Береговые устои выполнялись под руководством известного мастера-каменотёса Самсона Суханова[7].

В 1842—1844 годах, в связи с постройкой Мариинского дворца и перепланировкой Исаакиевской площади, мост расширили по проекту инженеров Е. А. Адама, А. Д. Готмана и И. С. Завадовского в сторону Красного моста, пристроив новые арки аналогичной конструкции. Общая ширина моста увеличилась с 41 м до 97,3 м[6][8]. В плане пристроенная часть примыкала к первой под углом 3,5° и сопрягалась двумя арками, составленными из тюбингов клиновидной формы[9].

В 1920-х годах в старой части свода были обнаружены сквозные трещины, разрывы болтов и просадка свода до 20 см. В 1929—1930 годах, в связи с намеченной прокладкой по мосту трамвайной линии, пролётное строение низовой части моста по проекту инженеров О. Е. Бугаевой и В. В. Чеботарёва заменили железобетонным сводом, сохранив старые опоры[10]. В 1938 году булыжное мощение проезжей части заменено на асфальтобетон[6][4].