Синопская набережная


Сино́пская на́бережная — набережная в Центральном районе Санкт-Петербурга. Проходит по левому берегу реки Невы от проспекта Обуховской Обороны до Смольного проспекта. На юг продолжается проспектом Обуховской Обороны, на север — Смольной набережной.

Набережная была построена в первой половине XVIII века с основанием Александро-Невского монастыря (ныне Александро-Невская лавра). С 1799 года она именовалась Охтенской — по большеохтенскому (напротив Смольного проспекта) и малоохтенскому перевозам через Неву (напротив проспекта Бакунина) (см. также Перевозный переулок). В 1821 году набережную назвали Не́вской. В XIX веке здесь был речной порт Санкт-Петербурга: хлебная пристань, склады и промышленные предприятия. В те годы у набережной существовало и иное название — Не́вско-Рожде́ственская (по Рождественской части — району Петербурга, по которому набережная проходила).

16 апреля 1887 года получила название Кала́шниковская (по Калашниковскому пивоваренному заводу (ныне в составе завода «Ливиз»). В 1911 году при возведении Большеохтинского моста на набережной была построена гранитная стенка, затем были устроены спуски. 15 декабря 1952 года Калашниковская набережная была переименована в Синопскую — к 100-летию победы эскадры Российского флота в Синопской бухте во время Крымской войны (18531856). В 1959 году набережную капитально отремонтировали и установили чугунное перильное ограждение с круглыми гранитными тумбами. 26 января 1970 года к набережной была присоединена Амбарная улица (в 2017 году — вновь выделена из её состава).

В 1965—1977 годах стенки набережной от устья реки Монастырки до улицы Моисеенко были перестроены. Современный облик магистраль приобрела в 1997 году, когда в рамках реконструкции Большеохтинского моста был перестроен примыкающий к мосту участок набережной и там же был построен автомобильный тоннель под съездом с моста. В 2006—2007 годах в ходе реконструкции проезжая часть была расширена до 13,5 метров с разделительной полосой шириной 2 метра.

Около моста Александра Невского в створе набережной построены два тоннеля. Первый, со стороны Обводного канала, в створе моста Александра Невского построен в 1966—1967 годах в рамках строительства моста. Второй, со стороны Большеохтинского моста, в створе Херсонской улицы возведён в 2013—2017 годах. Развязки с Невским проспектом и набережной Обводного канала были перестроены в результате реконструкции 2013—2017 годов.

С 1870-х годов и вплоть до реконструкции 2006 года вдоль набережной на участке от набережной Обводного канала до проспекта Бакунина существовала служебная железнодорожная линия.