Проспект Обуховской Обороны


Проспект Обу́ховской Оборо́ны — одна из самых длинных улиц в Невском и Центральном районах Санкт-Петербурга. Ограничена площадью Александра Невского и Синопской набережной с одной стороны и Шлиссельбургским проспектом (под именем Шлиссельбургского проспекта дорога полностью совпадающая с современным проспектом Обуховской Обороны, указана в справочнике Весь Петроград за 1916 год[1]) и Караваевской улицей с другой. Является самым длинным проспектом внутри застройки Санкт-Петербурга[2] — 11 километров (для сравнения: проспект Энгельса — 11 км, Московский проспект — 9,3 км). На ряде участков фактически является набережной Невы.

На месте нынешнего проспекта Обуховской Обороны в XVIII веке проходила почтовая дорога на Шлиссельбург — Ключ-город и Архангельск. С 1733-го до 1830-х годов она именовалась Шлиссельбургская дорога (с 1799 года также Архангелогородская дорога), с 1830-х годов — Шлиссельбургский тракт (название Архангелогородский тракт перестало употребляться в 1880-е годы).

Проспект Села Александровского, находившийся у бывшего Обуховского завода (в советское время завод «Большевик»; Прежнее название заводу было возвращено в 1992 году — ФГУП «Государственный Обуховский завод»), получил название проспект Обуховской Обороны в память о столкновении рабочих завода с полицией 7 мая 1901 года, которая вошла в историю под названием Обуховской обороны[3].

15 декабря 1952 года несколько проспектов были объединены в проспект Обуховской Обороны (Стоит однако отметить, что уже на карте в справочнике Весь Петроград за 1916 год, вся территория, которую занимает современный проспект упоминается под именем Шлиссельбургский проспект[1]). 23 февраля 1987 года к нему был присоединён отрезок до улицы Третьей Пятилетки.

Ближайшие станции метро — «Площадь Александра Невского», «Елизаровская», «Ломоносовская», «Пролетарская» и «Рыбацкое».

На проспекте от площади Александра Невского до улицы Грибакиных и от Рыбацкого проспекта до Шлиссельбургского проспекта проложена трамвайная линия (маршруты № 24, 27, 39, 65) — участок от площади Александра Невского примерно до нынешнего Невского завода открыт в 1918 году, от Невского завода до нынешнего Рыбацкого проспекта открыт в 1922 году.