Ломоносовская


«Ломоно́совская» — станция Петербургского метрополитена. Расположена на Невско-Василеостровской линии, между станциями «Елизаровская» и «Пролетарская».

Станция открыта 21 декабря 1970 года в составе участка «Площадь Александра Невского» — «Ломоносовская». Была названа по расположенному рядом Фарфоровому заводу, основанному при участии М. В. Ломоносова, и носившему на момент открытия станции название «Ломоносовский фарфоровый завод». В проекте станция носила название «Ивановская».

Вестибюль станции расположен на территории Ломоносовского сквера, который находится на месте бывшего Спасо-Преображенского (Фарфоровского) кладбища. До появления вестибюля в центре сквера находилась Свято-Духовская церковь (снесена в 1966 году).

По первоначальным вариантам проектов станция предполагалась наземной и мелкого заложения. Существует две версии причин изменения проектов на глубокое заложение и закрытого типа: по одной из них, станция не вписывалась в т. н. «кривые» (повороты), по другой — сложные гидрогеологические условия на проходке тоннеля при переходе на мелкое заложение — во время строительства тоннеля от «Ломоносовской» произошёл взрыв метана[3].

Павильон станции выполнен по проекту архитекторов А. С. Гецкина, В. П. Шуваловой, Г. Д. Булаевской и располагается на пересечении улицы Бабушкина и переулка Матюшенко. Вестибюль расположен на небольшом возвышении. Массивная консольная плита, служащая перекрытием кассового зала, поддерживается мощными опорами. Первоначально полностью застеклённый кассовый зал в середине 1990-х годов был реконструирован, стекло на две трети от пола было заменено на мрамор. В отделке круглого эскалаторного зала использованы деревянные панели и анодированный металл. До 1979 года кассовый зал украшала металлическая схема Невско-Василеостровской линии, которая позже была демонтирована в связи с продлением линии до станции «Приморская».

В начале мая 2008 года сквер, окружающий павильон, был огорожен под строительство многофункционального трёхэтажного коммерческого комплекса. Однако в феврале 2009 года ограждения вокруг сквера были сняты — в связи с экономическим кризисом постройка коммерческого комплекса так и не была начата.