Сирийская католическая церковь


Сирийская католическая церковь (Сиро-католическая церковь; лат. Ecclesia Syro-Catholica; сир. ܥܕܬܐ ܣܘܪܝܝܬܐ ܩܬܘܠܝܩܝܬܐ‎, ʿĪṯo Suryayṯo Qaṯolīqayṯo; араб. الكنيسة السريانية الكاثوليكية‎) — одна из восточнокатолических церквей, придерживающихся западно-сирийского обряда, восходящего к древней антиохийской литургии. Церковь отделилась от Сиро-яковитской православной церкви в XVII веке.

Впервые идея об установлении евхаристического общения между Римско-католической церковью и сиро-яковитами возникла во времена крестовых походов, когда между латинскими и сирийскими епископами зачастую устанавливались хорошие отношения, однако к конкретным результатам эти контакты не привели.

Вторая попытка унии была предпринята на Ферраро-Флорентийском соборе, но она также не привела к реальному установления Евхаристического общения, оставшись на бумаге.

Ситуация начала меняться в XVII веке. Отношения между Римской курией и сиро-яковитской церковью упрочились, кроме того в результате деятельности миссий иезуитов и капуцинов большое число сирийцев перешло в католицизм. В церкви возникло две партии — сторонников и противников унии. После избрания в 1662 году патриархом Андрея Ахиджяна, сторонника унии, церковь раскололась. После смерти Ахиджяна в 1677 году каждая из сторон избрала своего патриарха, что окончательно оформило раскол и появление отдельной от сиро-яковитской церкви восточнокатолической церкви. Сирийская католическая церковь приняла ортодоксальную христологию, отказавшись от монофизитства, но сохранив западно-сирийский литургический обряд. Андрей Ахиджян почитается сирокатоликами, как первый патриарх под именем Игнатий Андрей I.

После кончины второго патриарха церкви, Игнатия Петра VI, в 1702 году линия сирийских католических патриархов прервалась в условиях крайней враждебности Османской империи по отношению к католикам восточных обрядов. Большую часть XVIII века церковь просуществовала в подполье.

Возобновился сирийский католический патриархат в 1782 году, когда Синод Сиро-яковитской церкви избрал патриархом митрополита Алеппского Михаила Джарвиха. Вскоре после этого тот объявил себя католиком, бежал в Ливан и построил монастырь Богородицы в Шарфе, который существует до сих пор и считается духовным центром сирокатоликов. После Джарвиха (Игнатия Михаила III) линия сирокатолических патриархов уже не прерывалась.