Сироткин, Дмитрий Васильевич


Дми́трий Васи́льевич Сиро́ткин (1865 или 10 мая 1864, Остапово, Чкаловский район — 1946 или 13 июля 1953, Белград[1]) — коммерции советник, один из крупнейших судостроителей и судовладельцев России, председатель совета Общества страхования судов, член совета Московского банка, член правлений ряда транспортных и нефтепромышленных компаний. Нижегородский городской голова (1913—1917). Председатель совета Съездов судовладельцев Волжского бассейна. Известный деятель старообрядчества начала XX века, председатель совета Всероссийских съездов старообрядцев белокриницкого согласия, председатель совета Нижегородской общины.

Родился в 1865/1864[1] году в деревне Остапово, близ села Пурех Балахнинского уезда Нижегородской губернии. Его родители — Василий Иванович и Вера Михайловна — были крестьянами этой деревни. Начав с торговли «щепным товаром» и изделиями кустарного промысла, отец затем завёл небольшой пароходик «Многострадальный»[a]. Сироткин разбогател, записался в купечество, переехал в Нижний и приобрёл новый пароход, который в честь отмены крепостного права назвал «Воля», на котором подростком Дмитрий работал матросом[2].

Женившись в 1890 году на дочери казанского купца-пароходчика Кузьмы Сидоровича Четвергова, при помощи тестя в 1895 году купил свой первый буксир. Затем приобрёл в собственность нефтетранспортное дело компании С. М. Шибаева (4 буксира). В 1907 году образовалось «Торгово-промышленное и пароходное товарищество Дмитрия Васильевича Сироткина» с капиталом в 1,5 миллиона рублей (15 пароходов, около 50 непаровых судов, в том числе более 20 барж). В 1910 году Д. В. Сироткин стал директором-распорядителем крупной пароходной компании «Волга».

Внёс значительный вклад в развитие волжского судоходства. Начиная с конца 90-х гг. XIX века строит баржи новой конструкции, а в 1907 году по его эскизному проекту Судостроительным заводом И. А. Шорина в Гороховце построена металлическая нефтеналивная баржа «Марфа Посадница» — небывалых на Волге размеров и грузоподъемности[3].

«Марфа Посадница» позволила снизить себестоимость перевозки на 50 и более процентов и положила начало массовому строительству крупнотоннажных наливных барж грузоподъемностью от 400 000 до 720 000 пудов (6500-11700 тонн). Сам Сироткин считал достижение в данной области одним из главнейших успехов своей жизни, прибавляя при этом, что это успех не только его личный, но и «совокупный целой плеяды судоходных семейств, населявших родную реку и вырабатывавших формы волжских судов»[4].

С 1907 года — председатель Нижегородского биржевого комитета. С 1908 года — председатель Совета съездов судовладельцев Волжского бассейна.