Система начисления очков в чемпионате мира Формулы-1


Очки в чемпионате мира Формулы-1 в настоящее время присуждаются одновременно и пилоту, и его команде. Соревнование пилотов называется чемпионатом мира среди гонщиков (англ. World Drivers' Championship, часто называемый просто «личным зачётом») и проводится с 1950 года; а соревнование команд называется чемпионатом мира среди конструкторов (англ. World Constructors' Championship, до сих пор называемый «кубком конструкторов» из-за более ранней версии своего официального названия: англ. International Cup for F1 Constructors) и проводится с 1958 года.

За всю многолетнюю историю чемпионатов мира система начисления очков неоднократно менялась. В следующей таблице приведены все использовавшиеся системы.

Если гонка по какой-то причине была остановлена и не была возобновлена и при этом лидер не прошёл двух кругов, то такая гонка не идёт в зачёт чемпионата мира. При этом, что считалось «пройденным кругом» было изменено в преддверии сезона 2022 года. Поводом послужило курьёзное начисление очков на Гран-при Бельгии 2021 года, которое произошло несмотря на то, что в этой гонке ни одного круга не было пройдено в гоночном режиме (все круги были пройдены в режиме машины безопасности).

До 2021 года включительно, если гонка по какой-то причине была остановлена, когда лидер прошёл 2 или более кругов (даже если они были пройдены под жёлтыми флагами или в режиме машины безопасности), но менее 75 % дистанции, то она шла в зачёт чемпионата мира, однако за неё гонщикам засчитывалась только половина очков. В последний раз подобное случилось на Гран-при Бельгии 2021 года.

Начиная с 2022 года, чтобы гонка шла в зачёт чемпионата мира, лидеру нужно было завершить хотя бы 2 круга в режиме зеленых флагов, а при прохождении 2 или более кругов теперь используется более сложная система начисления неполных очков.

Незапланированная остановка одной из гонок косвенно повлияла на результат чемпионата мира 1984 года, в котором был зафиксирован самый маленький разрыв в общем зачёте между чемпионом мира (Ники Лаудой) и обладателем второго места (Аленом Простом) — всего 0,5 очка. Гонка в Монако по причине сильного дождя была остановлена на 31-м круге из 76, и её лидер, Ален Прост, получил лишь 4,5 очка вместо полновесных 9 за победу. В конце этой гонки Проста стремительно нагонял Айртон Сенна, и Ален впоследствии признавал, что Сенна обошёл бы его, но всё равно сожалел об остановке гонки: «Пусть он выиграл бы, но и я получил бы шесть очков за второе место, а не половину за первое. Тогда я стал бы чемпионом мира в том году»[18].