Системы шумопонижения Dolby


Dolby (До́лби) — семейство систем шумопонижения (СШП) для профессиональной (Dolby A, Dolby SR) и бытовой (Dolby B, Dolby C, Dolby S) аналоговой магнитной записи, разработанное в 1960—1980-е годы Реем Долби и коммерциализированное компанией Dolby Laboratories.

СШП Dolby принадлежат к компандерному типу: при записи кодер Dolby сжимает динамический диапазон сигнала и приподнимает тихие фрагменты записи над уровнем шума магнитной ленты. При воспроизведении декодер Dolby восстанавливает (экспандирует) исходный динамический диапазон. Все СШП Dolby построены по принципу минимального вмешательства в звуковой сигнал: система сжимает или расширяет его динамический диапазон только на малых уровнях и делает это настолько медленно, насколько это позволяет слух человека[1]. Все СШП Dolby совместимы с обычными магнитофонами: умеренная степень сжатия и спектральных предыскажений[англ.] исходного сигнала позволяет воспроизводить ленты, записанные с применением кодера Dolby, на обычных магнитофонах, не оснащённых декодером Dolby. При этом все СШП Dolby чувствительны к точности настройки магнитофонного тракта воспроизведения. Отклонение его характеристик от стандарта приводит к неприемлемо высоким искажениям спектра и динамики сигнала на выходе декодера.

Благодаря инженерной интуиции и деловым качествам Рея Долби, его стратегии обратной совместимости и его лицензионной политике, системы Dolby A (1966) и Dolby B (1970) стали де-факто отраслевыми стандартами для студийной и бытовой аппаратуры. Dolby B широко применялась в массовом производстве записанных компакт-кассет, а Dolby A стала составной частью кинематографических систем объёмного звука Dolby Stereo. Конкурировавшая СШП dbx смогла закрепиться лишь в нижнем сегменте рынка студийных и полупрофессиональных магнитофонов. В 1981 году Долби столь же успешно вывел на рынок бытовую СШП нового поколения Dolby C, призванную приблизить отношение сигнал/шум кассетного магнитофона к характеристикам цифровых носителей, а в 1986 году — профессиональную СШП Dolby SR. Её коммерческий успех на несколько лет задержал переход индустрии звукозаписи с аналоговой на цифровую запись. Непосредственным развитием Dolby SR стала бытовая СШП последнего поколения Dolby S.

В 1950-е годы молодой Рей Долби, в то время работавший конструктором видеомагнитофонов в компании Ampex[комм. 1], всерьёз заинтересовался проблемой шумопонижения[5][6]. Шумопонижение давно применялось в кинематографе, телефонной и радиосвязи, но ни одно известное решение не было пригодно для высококачественной звукозаписи[7]. Идея внедрить шумопонижение в студийную практику, скомпрометированная неудачными опытами и откровенным шарлатанством, в тогдашнем сообществе инженеров считалась нереализуемой[5]. Долби воспринял её как уникальный шанс сделать то, что не удавалось никому другому[5].


Принцип обработки в параллельном канале. Предельный коэффициент передачи параллельного канала M в различных вариантах СШП составляет от 2 до 2,5[2]
Сложение сигналов основного и параллельного каналов и результирующие билинейные (ломаные) передаточные характеристики в режимах записи и воспроизведения. Разметка осей в логарифмическом масштабе в дБ, 0 дБ на всех графиках соответствует уровню Долби
Блок-схема Dolby A в режиме записи[20]
Студийный одноканальный шумоподавитель Dolby. Справа установлен сменный модуль Dolby A, в центре многооборотные потенциометры для настройки на уровень Долби, слева индикатор точной настройки уровня и кнопка включения генератора испытательного сигнала Долби
Блок-схема Dolby B в режиме записи
АЧХ в режиме записи. Верхняя кривая задаёт предельную глубину подавления шума паузы[42]
Блок-схема Dolby С в режиме записи. Компандер каждой ступени построен по схеме Dolby B, однако имеет отличные от Dolby B постоянные времени фильтров, детектора и пороги ограничения уровня. При переключении СШП в режим Dolby B эти характеристики компандера высокого уровня возвращаются к типовым значениям Dolby B (компандер низкого уровня в режиме Dolby B не используется)
АЧХ в режиме записи. Верхняя кривая задаёт предельную глубину подавления шума паузы. Спад АЧХ выше 10 кГц — действие «антинасыщения», спад в области 1…4 кГц — действие «спектрального скоса»[48]
Прототип Dolby SR, собранный Долби. Экспонат выставки 2006 года
Серийный модуль Dolby SR
Dolby SR cat.431 со снятым экраном
Блок-схема Dolby SR в режиме записи
Блок-схема Dolby S в режиме записи
Блок-схема высокочастотного звена (сдвоенного компандера) Dolby S и Dolby SR (технология Action Substitution)