Скапильятура


Скапильятура (итал. Scapigliatura, то есть «содружество растрёпанных») — литературное и художественное движение, зародившееся в Милане 1860-х годов. В 1880-е годы распространилось по всей Италии, став национальным проявлением декадентства.

Scapigliatura — вольный перевод французского la bohème («богема, цыганщина»). Термин восходит к названию опубликованного в 1862 году романа Клето Арриги «Скапильятура и 6 февраля»[1]. Участники движения противопоставляли своё творчество, с одной стороны, консерватизму официальной культуры, проникнутой католическим традиционализмом, с другой — итальянскому романтизму, который они считали эпигонским, провинциальным и напыщенным. При этом образцом для них выступали европейские и американские романтики (Гофман и Гейне в Германии, Теофиль Готье и Жерар де Нерваль во Франции, Эдгар По в США), но прежде всего — Бодлер. Движение зародилось в Милане и распространилось на другие провинции Италии, охватив живопись и музыку. Подобно декадентам в других странах, участник движения отличались, кроме прочего, вызывающим публичным поведением, демонстративно нарушали нормы бытовой морали, употребляли алкоголь и наркотики.

Скапильятура стала реакцией группы творческих людей на ситуацию, сложившуюся в Италии того времени и характеризующуюся всеобщей разочарованностью, душевной опустошенностью, вызванными крушением идеалов Рисорджименто. Само название движения — от итальянского «scapigliato» («растрёпанный») — означало «растрёпанность» чувств, обманутость ожиданий. Среди его участников были художники, скульпторы, писатели, составившие оппозицию салонному буржуазному искусству и искавшие новые принципы изобразительного языка. Их объединяло желание отойти от тематики Рисорджименто и обратиться к сюжетам из повседневной жизни, к портрету, пейзажу. Художниками-участниками скапильятуры владел дух бунтарства не только в выборе темы, но и в вопросах техники: они, опираясь на традиции северной Италии, обращались к технике динамичного мазка-пятна, экспрессивной лепке, подчеркивающей текучее и живописное распределение светотени, преодолевали приёмы академической выписанности с помощью энергичных точечных мазков, тем самым стремясь найти эффектные цветовые сочетания.

Последовательной эстетической программы у представителей движения не было[2]. В одних и тех же произведениях зачастую сочетались романтическое тяготение к фантастике и бытописательство в духе натурализма.

Наиболее ярким примером новых художественных поисков служат работы живописцев Даниэле Ранцони и Транквилло Кремоны.