Скерсис, Виктор Атанасович


Виктор Атанасович Скерсис (5 июля 1956, Москва) — художник, теоретик, представитель аналитической ветви Московского концептуализма. Принимал участие в становлении Соц-арта; работал в составе групп «Гнездо», СЗ(SZ), Купидон, Эдельвейс, Царь Горы, Бестиарий, Совы. Наиболее известные произведения – «Адам и Ева» (1973 – 1974, Государственная Третьяковская Галерея), «Коммуникационная труба» (1974, в составе группы «Гнездо», Государственная Третьяковская Галерея), «Железный занавес» (1976, в составе группы «Гнездо», ГЦСИ, Москва) и др.

С 1970 по 1973 Скерсис учился в мастерской художников Александра Меламида и Виталия Комара. В это время Комар и Меламид работали над концепцией эклектизма, одним из приложений которой был Соц-Арт. Концепция эклектизма подразумевала нестандартное отношение художника к искусству, требовала перехода от формирования художником «своего» уникального стиля к работе над конкретными, часто не связанными между собой концептуальными проектами. Зимой 1973 – 1974 гг. Комар и Меламид готовили первую (несостоявшуюся) выставку соц-арта. На выставку Виктор Скерсис представил две работы: «Пионерки» (1973, частная коллекция) и «На посту» (1973).

В 1974 году Виктор Скерсис начинает работать совместно с Геннадием Донским. В начале 1975 к ним присоединяется Михаил Рошаль. В сентябре 1975 года группа «Донской, Рошаль, Скерсис» участвует в выставке художников нонконформистов в Доме Культуры ВДНХ СССР. На выставке была представлена акция-хэппенинг «Высиживание Духа», она же «Высиживайте яйца!», она же «Гнездо». После этой акции группа становится известной как группа «Гнездо». Хэппенинг «Гнездо», одна из первых со времён Футуристов художественная акция, проведённая в реальном неконтролируемом пространстве современного города, ознаменовала возвращение традиций авангарда на Российскую, тогда Советскую, художественную сцену. Другие знаковые произведения группы «Гнездо»: «Термография А. М. Горького» (1975), «Искусство в массы!» (1978), «Минута недышания (В защиту окружающей среды)» (1978).


В 1979 году группа «Гнездо» распалась. Скерсис начинает работать самостоятельно. Он переосмысливает процесс работы над конкретным концептуальном проектом как процесс построения модели какой-то части искусства. Создаются следующие модели: концепция смысловых проекций – помещение объекта в отстранённое смысловое поле названия произведения («Ку-ку, пупсик!», 1979), генерирование ошибки («К-Н-И-Г-А», 1979), смысловая интерференция («Стул, завёрнутый в стулья», 1979), необразная слабовербализуемая индукция («Провод», 1979, Машина «Понимание», 1979).