Соц-арт


Соц-арт — одно из направлений постмодернистского искусства, сложившееся в СССР в 1970-х годах в рамках так называемой альтернативной культуры, противостоящей государственной идеологии того периода.

Соц-арт возник как пародия на официальное советское искусство и образы современной массовой культуры в целом, что нашло отражение в его ироничном наименовании, соединившем понятия соцреализма и поп-арта. С одной стороны, поп-арт в американской культуре становится реакцией на таких художников-абстракционистов, как Джексон Поллок и Виллем де Кунинг. С другой стороны, поп-арт являлся рефлексией на товарное перепроизводство и изобилие рекламных слоганов и икон поп-культуры. Если на Западе были Микки-Маус и Мэрилин Монро, то в СССР был Ленин и стахановцы — объектом соц-арта становится перепроизводство идеологии[1].

Термин возник в 1972 году благодаря художникам Виталию Комару и Александру Меламиду. Идея пришла во время их совместной подработки в детском пионерлагере. Художникам нужно было изобразить профиль В. И. Ленина, героев войны и труда, колхозниц, рабочих. По воспоминаниям Виталия Комара, в момент осознания бессмысленности данной деятельности между ними произошел следующий разговор:

«В общем, мы дрожали, пили и думали, какие же мы подлецы, что ввязались в эту гадость ради денег. …завели такой пьяный разговор: „А вдруг существует человек…который делает такое искренне? И это для него такой крик души. И что он рисует? Наверное, своих родных в стиле советских героев“»[2].

Это положило начало созданию портретов в стиле мозаики московского метро, изображению родственников на картинах с лозунгами и т.д[3]. В это время вокруг них сложился определённый круг художников, разделяющих их убеждения — это были Эрик Булатов, Александр Косолапов, Борис Орлов, Леонид Соков, Игорь Новиков, Дмитрий Пригов, участники арт-групп «Гнездо» и «Мухоморы».

В. Комаром и А. Меламидом устраивались перфомансы. Например, один из них назывался «Котлеты „Правда“» — действие состояло в том, что художники крутили фарш из главной советской газеты. Другой перфоманс был организован уже в эмиграции Комара и Меламида, а главным участником в нём стал Э. Уорхол. Данный перфоманс называется «Скупка душ», в ходе которого американский художник продал свою душу под расписку, оценив её в ноль долларов. Расписка была отправлена в СССР для перепродажи души Уорхола на аукционе и куплена московским художником Аленой Кирцовой.