Поллок, Джексон


Пол Дже́ксон По́ллок (англ. Paul Jackson Pollock; 28 января 1912 года — 11 августа 1956 года) — американский художник, идеолог и лидер абстрактного экспрессионизма, оказавший значительное влияние на искусство второй половины XX века.

Он был широко известен своей техникой наливания или разбрызгивания жидкой бытовой краски на горизонтальную поверхность («техника капельного орошения»), которая позволяла ему просматривать и рисовать свои полотна со всех сторон. Она также называлось «живописью действия», так как он использовал силу всего своего тела для рисования, часто в неистовом стиле танца. Эта крайняя форма абстракции разделила критиков: некоторые восхваляли непосредственность и беглость творения, другие высмеивали случайные эффекты. В 2016 году картина Поллока под названием «Номер 17А», как сообщалось, принесла 200 миллионов долларов США в виде частной покупки.

Будучи затворнической и изменчивой личностью, Поллок боролся с алкоголизмом на протяжении большей части своей жизни. В 1945 году он женился на художнице Ли Краснер, которая оказала большое влияние на его карьеру и наследие. Поллок погиб в возрасте 44 лет в автомобильной аварии, связанной с алкоголем. В декабре 1956 года, через четыре месяца после его смерти, была проведена ​​мемориальная ретроспективная выставка Поллока в Музее современного искусства (МСИ) в Нью-Йорке. Большая, более полная выставка его работ, была проведена там же в 1967 году. В 1998 и 1999 годах его работы отмечены крупномасштабными ретроспективными выставками в МСИ и в Галерее Тейт в Лондоне[7][8].

Первые пятнадцать лет его жизни семья переезжала с места на место. Когда Джексону было одиннадцать, его родители остановились в Аризоне. Именно там с ним произошёл несчастный случай: приятель отрубил ему фалангу пальца. Поллок обучался в Высшей школе прикладных искусств[10], где сблизился с одним из учителей, Фредериком Джоном Швамковским, который посвятил его в основы теософии. В 1930 году Поллок переехал в Нью-Йорк вслед за своим братом Чарльзом. Они вместе обучались у Томаса Бентона, который оказал влияние на Поллока, заметное в криволинейных волнистых ритмах его картин, а также в использовании деревенских сюжетов[9].

В ранних работах Поллока видно влияние мексиканских художников Диего Риверы и Хосе Клементе Ороско, которыми он восхищался в то время. После знакомства с работами Пабло Пикассо и сюрреалистов его творчество становится более символическим. В течение 1930-х годов он много путешествует по США.[11][12], однако в 1934 году обосновывается в Нью-Йорке.

В 1943 году его работу «Волчица» покупает Нью-Йоркский музей современного искусства, а также появляются первые публикации о нём.