Живопись действия


Живопись действия (англ. Action Painting) — направление (стиль) абстрактного экспрессионизма. Суть живописи действия заключается в том, что её главной целью является сам акт творения, а не полученный результат. В технике вместо традиционных способов нанесения (например, посредством кисти) краска наливается, разбрызгивается и так далее, что позволяет раскрыть подсознание художника.

Стиль был широко распространен с 1940-х до начала 1960-х годов и тесно связан с абстрактным экспрессионизмом (некоторые критики использовали термины «живопись действия» и «абстрактный экспрессионизм» взаимозаменяемо)[1][2]. Также стиль часто сравнивается с французским тахизмом[2]. Тесно связанной с этим направлением является Нью-Йоркская школа американского абстрактного экспрессионизма (1940—1950-е годы)[3].

Термин впервые употребил американский критик Гарольд Розенберг в 1952 году[4] в эссе The American Action Painters[5], что обозначило серьезный сдвиг в эстетической перспективе художников и критиков нью-йоркской школы. По словам Розенберга, полотно стало «ареной действия»[6]. Отличительной особенностью живописи действия было то, что действия и средства для создания картины получили более важное значение, чем конечный результат[3]. Хотя Розенберг использовал термин «живопись действия» только в 1952 году, теорию действия он развивал с 1930-х[7]. В то время как абстрактные экспрессионисты, такие как Джексон Поллок, Франц Клайн и Виллем де Кунинг, давно и без смущения рассматривали картину как арену, на которой нужно совершить акт творения, более ранние критики, симпатизирующие их делу, такие как Клемент Гринберг сосредоточились на «объектности» этих работ. Клемент Гринберг также имел влияние в критике живописи действия, уделяя пристальное внимание творческой борьбой, свидетельством которой, как он утверждал, является поверхность картины[3]. Для Гринберга именно материальность сгустков краски и масла на поверхности картин являлись ключом к их пониманию[8].