Краснер, Ли


Лено́р «Ли» Кра́снер (англ. Lenore «Lee» Krasner; 27 октября 1908, Бруклин, Нью-Йорк — 19 июня 1984, Нью-Йорк) — американская художница, работавшая в стиле абстрактного экспрессионизма и специализирующаяся на коллажах, жена художника Джексона Поллока.

Краснер сейчас рассматривается ключевой фигурой переходного периода в абстракции, которая связывала искусство начала 20-го века с новыми идеями послевоенных Штатов, в наше время её работы очень высоко ценятся на аукционах.

Краснер – одна из немногих художниц, которая провела ретроспективу в Музее современного искусства (MoMA).

Художница, которую дома называли Леной, родилась в религиозной хасидской семье еврейских эмигрантов из местечка Шпиков Брацлавского уезда Подольской губернии, покинувших Украину за несколько лет до рождения дочери.[3] Она была младшей из шестерых детей и первым ребёнком четы Краснер, родившимся уже на новой родине, когда её отцу — Джозефу Краснеру (до эмиграции Иось Ицкович Краснер, 1864—1944) — было 39 лет[4], а матери — Анне (Хане) Краснер (в девичестве Вайс, 1876—1959) — 33 года (годом позже в семье родился ещё один ребёнок). Они жили в Браунсвилле, Бруклин, где проживало большое количество бедных еврейских иммигрантов.[5] Единственным разговорным языком в семье был идиш. Краснер воспитывалась в ортодоксальном еврейском доме на протяжении всего детства и юности. Её отец проводил большую часть своего времени, занимаясь иудаизмом, в то время как её мать поддерживала домашнее хозяйство и семейный бизнес.

Краснер высоко ценила такие аспекты иудаизма, как еврейский алфавит, молитвы и религиозные истории. Будучи подростком, она стала критически относиться к тому, что она воспринимала как женоненавистничество в ортодоксальном иудаизме. Позже Краснер вспоминала, что читала перевод молитвы и думала, что это "действительно прекрасная молитва во всех смыслах, кроме ее окончания … если вы мужчина, вы говорите: « Спасибо, Господи, за то, что создал меня по Своему образу», и если вы женщина, вы говорите: « Благодарю Тебя, Господи, за то, что Ты сотворил меня таким, каким Ты посчитал нужным».[5] Она также в то время начала читать философов-экзистенциалистов, сподвигших её отойти от иудаизма ещё дальше. К тому времени, когда она вышла замуж за Поллока в церкви, Краснер продолжала называть себя евреем, но решила не исповедовать религию. Её идентичность как еврейской женщины повлияла на то, как ученые интерпретируют значение её искусства.[5]

Ли Краснер и Джексон Поллок познакомились друг с другом в 1942 году после того, как они оба были выставлены в галерее Макмиллена.[6] Краснер была заинтригована его работами и тем фактом, что она не знала, кем он был, хотя знала многих художников-абстракционистов в Нью-Йорке. Она поехала в его квартиру, чтобы встретиться с ним.[6] К 1945 году они переехали в городок Спрингс (англ.) на окраине Ист-Хамптона. Летом того же года они поженились в церкви с двумя свидетелями[7].