Скоростной вагон-лаборатория


Скоростной вагон-лаборатория — экспериментальный самоходный аэровагон на реактивной тяге, представлявший собой доработанный головной моторный вагон электропоезда ЭР22 с изменённой для улучшения аэродинамических свойств головной частью и установленными на крыше турбореактивными двигателями АИ-25, применявшимися на пассажирском самолёте Як-40. Создан на Калининском вагоностроительном заводе (КВЗ) в 1970 году[1].

Предназначен для проведения исследований, связанных с изучением поведения системы «колесо — рельс» в высокоскоростном движении. В разработках принимали участие сотрудники Всесоюзного научно-исследовательского института вагоностроения (ВНИИВ) и КБ Яковлева. Для уменьшения сопротивления воздуха на вагон устанавливались обтекатели (головной и хвостовой), также закрывалось подвагонное оборудование и автосцепка[1].

После окончания испытаний единственный экземпляр СВЛ был брошен на территории КВЗ (фото). Позже из передней части вагона сделали стелу около проходной завода, переименованного к тому времени в Тверской вагоностроительный завод (ТВЗ)[3][1].

В 1920 году в СССР водитель ЧК города Тамбова Валериан Абаковский построил разработанный им же аэровагон. На испытаниях летом того же года машина развила скорость 140 км/ч. В июле 1921 года аэровагон решили продемонстрировать в действии при доставке делегации участников конгресса Коминтерна в Тулу. На обратном пути в районе Серпухова на скорости около 80 км/ч вагон сошёл с рельсов. Из 22 человек, находившихся на борту, погибли семеро, в том числе сам Абаковский в возрасте 25 лет[1][4].

21 июня 1931 года немецкий аэровагон, получивший наименование «Рельсовый цеппелин», прошёл дистанцию в 257 км между Гамбургом и Берлином за 98 минут. В историю он вошёл благодаря установленному им в то время мировому рекорду скорости на рельсах (средняя скорость в том заезде составила 230,2 км/ч). Его создала группа из и 38 человек (рабочих и инженеров) на предприятии в Ганновере. Длина составила около 25 м, масса — около 20 т, вместимость — до 40 пассажиров. Двигатель BMW VI развивал мощность 600 л.с., разгоняя вагон до скорости более 200 км/ч[1].