Скоростной трамвай Рио-де-Жанейро


Скоростной трамвай Рио-де-Жанейро, также Скоростной трамвай Кариока (порт. VLT do Rio de Janeiro или VLT Carioca[4]) — городской легкорельсовый общественный транспорт, обслуживающий исторический центр Рио-де-Жанейро.

Линия соединяет аэропорт Сантос-Дюмон с автовокзалом «Ново Рио[порт.]». Она была введена в строй 5 июня 2016 года — в преддверии Летних Олимпийских игр 2016 года. Пуск остальных двух линий намечен на конец 2016-го и 2017 года[3].

Проект легкорельсового транспорта был представлен в декабре 2010 года[5]. Проект преследовал целью снижение до 60 % количество автобусов, передвигающихся по историческому центре Рио-де-Жанейро, и до 15 % — количества автомобилей. Впрочем, по данным городского Управления транспорта, доля автобусов должна была снизиться еще больше, на две трети, то есть из 3 500 автобусов, циркулировавших в центре города, 2310 должны были бы его покинуть[6].

9 июля 2012 года в Рио-де-Жанейро путём публикации публичного уведомления официально был открыт процесс торгов на право осуществления работ, общей стоимостью 1,2 миллиарда реалов, по строительству скоростного трамвая Рио-де-Жанейро . Его выиграл консорциум «Concessionária do VLT Carioca S/A», образованный компаниями Grupo CCR, Invepar, OTP-Odebrecht Transportes, Riopar Participações, Benito Roggio Transporte e RATP do Brasil Operações. Консорциум будет отвечать не только за строительство, но и за управления сетью в течение первых 25 лет[7]. Консорциум приступил к работам в августе 2014 года[8].

Фактически работы по строительству скоростного трамвая Рио-де-Жанейро начались в 2012 году ещё до объявления торгов. Ибо консорциум Porto Novo, осуществляющий реализацию проекта «Porto Maravilha[порт.]» («чудо в порту»), начал работы по очистке заброшенного железнодорожного тоннеля Маритима, построенного еще во времена Бразильской империи. Изначально предполагалось, что тоннель будет использоваться для автомобильного движения, однако в итоге было решено, что тоннель Маритима станет частью системы скоростного трамвая (ЛРТ) Рио-де-Жанейро, именно использоваться на Линии № 2 для соединения станций Вила Олимпика и "Сентрал[8][9].

Впрочем, консорциум Porto Novo внакладе не остался, поскольку станции «Сентрал» и «Гамбоа» интегрированы в одноименные конечные станции эксплуатируемой консорциумом Канатной дороги Провидения, что будет способствовать увеличению пассажиропотока на ней, когда эти станции Легкорельсового трамвая войдут в строй[10].