Скромное обаяние буржуазии


«Скро́мное обая́ние буржуази́и» (фр. Le Charme discret de la bourgeoisie) — кинофильм Луиса Бунюэля 1972 года. Средствами сюрреализма высмеивает лицемерие современного общества. В 1972 году удостоен премии «Оскар» как лучший иностранный фильм.

Фильм состоит из нескольких новелл, объединённых повторяющимся сюжетом. Группа людей, хорошо знакомых между собой — это друзья, деловые партнёры, супруги, любовники — пытаются вместе пообедать. Однако все эти попытки расстраиваются из-за разных причин, иногда банальных, иногда совершенно нелепых.

Первая новелла начинается с того, что супруги Тевено в сопровождении своего знакомого, посла вымышленной латиноамериканской республики Миранда дона Рафаэля Акоста, идут на званый ужин к супругам Сенешаль. Однако хозяйка дома, Алиса Сенешаль, удивляется и говорит, что ждала их к завтрашнему на следующий вечер и не приготовила ужин.

Некстати пришедшие гости зовут саму Алису присоединиться к ним и всё-таки поужинать вместе в близлежащей гостинице. Обсуждается заказ из блюд французской кухни: запечённый паштет из зайца (фр. terrine de lièvre), улитки под белым вином (фр. Escargots chablisienne), дыня в портвейне (фр. melon au porto), осетровая икра и т. п.[a] Цены в меню умеренные, но посетителей нет, что вызывает тревогу компании. Выясняется, что хозяин ресторана умер несколько часов назад, и его тело лежит в соседней комнате. Дамы не желают здесь ужинать и компания уходит.

В посольстве Миранды дон Акоста обсуждает с Тевено и Сенешалем очередную поставку кокаина в дипломатической почте посла и возможные проблемы с марсельской мафией.

Два дня спустя та же компания пытается пообедать в доме Сенешалей, но Анри Сенешаль и его жена убегают в сад, чтобы заняться сексом, вместо того, чтобы присоединиться к обеду. Один из присутствующих истолковывает их отсутствие как знак того, что сюда идёт полиция, намеренная арестовать участников кокаиновой сделки. Гости в панике скрываются. Вернувшиеся из сада супруги удивлены. Далее следует сцена с появлением местного епископа, желающего устроиться к Сенешалям садовником для дополнительного заработка. В дальнейшем епископ получает заметное место в сюжете. Он рассказывает семейную историю о том, как его родители были отравлены мышьяком и виновник так и не был задержан. Позже в фильме он идет благословить тяжело больного, который оказывается убийцей; совершив обряд, епископ стреляет в умирающего из ружья.