Смит, Бесси


Бесси Смит (англ. Bessie Smith, 15 апреля 1894 — 26 сентября 1937) — американская певица, одна из наиболее известных и влиятельных исполнительниц блюза 1920—1930-х годов[6][7]. Первая женщина — блюзовая певица, завоевавшая международную известность; получила прозвище «Императрица блюза»[8].

Бесси Смит родилась в Чаттануге (Теннесси) в семье Уильяма и Лоры Смит. В общей сложности в семье Смит, жившей в условиях крайней нужды, было семь детей. Уильям, имевший сан баптистского священника, в этом качестве не мог прокормить семью и вынужден был дополнительно заниматься неквалифицированным физическим трудом. Он умер вскоре после рождения Бесси, а её мать скончалась, когда девочке было восемь или девять лет. Младших детей растила Виола, старшая дочь Уильяма и Лоры, сама рано родившая внебрачного ребёнка[9].

У Бесси уже в детстве был красивый голос, и она пела на улицах Чаттануги в сопровождении гитары, на которой играл её брат Эндрю. Другой брат устроил её в гастрольную певческую труппу Мозеса Стокса, где в это время выступала знаменитая блюзовая певица Ма Рейни. На протяжении многих лет Смит и Рейни гастролировали по южным штатам, выступая перед преимущественно негритянской аудиторией за нищенскую плату. В это время окончательно оформился знаменитый голос Смит — низкий и хрипловатый, но идеально подходивший для раннего блюзового репертуара. Она выросла высокой, крупной женщиной, весившей около 210 фунтов (95 кг) и известной своим плохим характером. Круг общения Бесси в этот период включал многочисленных представителей общественного дна, и у неё выработались дурные привычки, в том числе любовь к выпивке и марихуане (до 1937 года остававшейся в США легальным наркотиком)[9].

В 1923 году на Смит обратил внимание Фрэнк Уокер — агент по поиску талантов компании Columbia Records. Запись песни «Downhearted Blues» в её исполнении разошлась тиражом в 3/4 миллиона экземпляров, что было выдающимся результатом для того времени, а в общей сложности за этот год тираж её записей составил два миллиона экземпляров. Благодаря граммофонным записям она приобрела популярность и у белой части аудитории в США и Европе. За следующее десятилетие Смит записала порядка 160 песен, в том числе в сотрудничестве с трубачом Луи Армстронгом и пианистом Флетчером Хендерсоном. На пике карьеры в 1920-е годы она зарабатывала до двух тысяч долларов в неделю только на живых выступлениях, в дополнение к роялти от продаж пластинок. Среди наиболее известных композиций этого периода, помимо «Downhearted Blues», были также «Jealous Hearted Blues», «Jailhouse Blues», «I' ain’t Nobody’s Bizness If I Do», «Nobody Knows You When You’re Down and Out»[9].