Собиев, Инал Тотурукович


Инал Тотурукович Собиев (21 ноября 1874 года, село Христиановское, Терская область, Российская империя — 20 сентября 1961 года, Орджоникидзе, Северо-Осетинская АССР) — осетинский общественный, хозяйственный и научный деятель, революционер, учёный-осетиновед в области этнографии, фольклористики и языкознания, собиратель памятников дигорского устного народного творчества, публицист, в послереволюционное время — начальник Управления Азербайджанских железных дорог, начальник Управления Дагестанских железных дорог, директор владикавказского Вагоноремонтного завода.

Родился в 1874 году (по другим сведениям — в 1869 году[1]) в многодетной крестьянской семье в селе Христиановское (сегодня — город Дигора). В 1887 году окончил церковно-приходскую школу в селе Даллагкау. Затем с 1889 по 1896 года обучался во Владикавказском реальном училище, которое окончил с отличием. Будучи студентом реального училища собирал этнографический материл в Куртатинском и Дигорском ущельях. Публиковал свои очерки в местной периодической печати. В 1893 году издал свой первый очерк «Легенда о происхождении тагаурских алдар и куртатинских таубиев» в газете «Терские ведомости». Помогал академику Всеволоду Миллеру в собирании дигорских народных сказаний. За свои сочинения был принят в члены-сотрудники Этнографического отдела Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете (ИОЛЕАЭ)[2].

По ходатайству Всеволода Миллера был принят в 1896 году на механическое отделение Московского высшего технического училища, которое окончил с отличием в 1901 году. За годы учёбы приобщился к революционному движению. Участвовал в студенческих забастовках 1897, 1899 и 1901 годов. Распространял революционную литературу. По окончании учёбы отбывал воинскую повинность в Терской инженерной дистанции Осетинской конного дивизиона в Пятигорске[2].

В октябре 1902 года прибыл в Тифлисс для назначения на гражданскую службу. С 1902 года — слесарь в сборном цехе Тифлисских главных мастерских Кавказской железной дороги, где ранее трудились Максим Горький, Михаил Калинин, Сергей Аллилуев и другие видные революционеры. В последующем — помощник машиниста, мастер деревообделочного цеха этих же мастерских, с сентября 1904 года — помощник начальника участка тяги «Самтрети — Батуми», с 1905 года — начальник этого же участка[2][3].