Соболев, Николай Юрьевич


Никола́й Ю́рьевич Со́болев (род. 18 июня 1993, Санкт-Петербург) — российский видеоблогер, писатель, бизнесмен и певец. Создатель и ведущий YouTube-канала «SOBOLEV» (до ноября 2016 года — «Жизнь Ютуб»[1]), на котором рассказывает об актуальных общественных событиях[2]. Один из основателей двух YouTube-коллективов — «Rakamakafo» и «Ready Steady Go»[3].

Родился 18 июня 1993 года в Санкт-Петербурге. В школьные годы учился в гимназии № 56. Окончил факультет экономики и менеджмента Санкт-Петербургского политехнического университета[4].

Первое признание в интернете получил, снимая розыгрыши (пранки) и социальные эксперименты для проекта «Rakamakafo» совместно с Гурамом Нармания, его другом из университета[5]. За данный проект в июне 2015 года они стали лауреатами премии журнала «Собака.ru» — «ТОП 50. Самые знаменитые люди Петербурга» в категории «Медиа»[6][7]. Через четыре месяца[8], совместно с сообществом в «ВКонтакте» — «Жизнь Ютуб» (сокр. - «ЖЮ») — запустил одноимённый Youtube-канал, в котором в аналитическом формате освещал деятельность российских видеоблогеров и актуальные события Рунета[1][9][10]. В 2016 году переименовал Youtube-канал на "SOBOLEV"[1][11] и сосредоточился на обсуждении резонансных общественных тем (вместе с тем, одноимённый Telegram-канал "ЖЮ" продолжил развиваться как самостоятельный проект, независимый от Николая, сохранив прежнее название[12]). Широкую известность получил после обсуждения дела об изнасиловании Дианы Шурыгиной. На время обсуждения данной темы его канал стал самым быстрорастущим в мире[2].

9 марта 2017 года вместе с другими популярными блогерами принял участие во встрече с министром культуры России Владимиром Мединским[13]. Целью заседания было обсуждение актуальных способов взаимодействия с молодым поколением, в частности обсуждение популяризации образования и культуры[14].

Является медийным лицом книг «YouTube. Путь к успеху. Как получать фуры лайков и тонны денег»[2][15] и «Новый YouTube. Путь к успеху. Как получать фуры лайков и тонны денег».

10 августа 2017 года стало известно о запуске нового еженедельного шоу Соболева в формате викторины с известными людьми. Шоу было запущено под названием «Соболев бомбит» эксклюзивно для социальной сети «ВКонтакте»[16][17]. Производством шоу занималось агентство WildJam, а генеральным спонсором являлся сервис «Яндекс.Такси»[18]. Всего вышло 12 выпусков, которые выкладывались с периодичностью раз в неделю[19][20]. По формату шоу напоминало телеигру «Такси», выходившую с 2005 по 2009 год на телеканале ТНТ[18].