Содомия


Содо́ми́я (от фр. sodomie[1]), содо́мский грех — исторический термин, гипероним для обозначения различных форм сексуального поведения, оцениваемого как девиантное, и имеющий богословскую и правовую окраску[2].

Понятие содомии включало в себя в различных толкованиях всевозможные проявления сексуальности, не связанные с возможностью зачатия новой жизни: гомосексуальные контакты, отличные от вагинального полового акта гетеросексуальные практики (например, оральные и анальные контакты), сексуальные контакты с животными, мастурбацию[2] и другие[3][4][2][5][6]. В некоторых юридических системах под содомией понимались или понимаются любые «неестественные» сексуальные контакты или парафилии[5][6], промискуитет[6] и кровосмешение[7]. Термин восходит к библейскому повествованию о гибели Содома и Гоморры[5] и введён в XI веке теологом Петром Дамиани[8].

Библейское повествование о разрушении города, населённого нечестивыми людьми, описывает жителей города Содома, пожелавших сексуальной связи с двумя странниками, остановившимися на ночлег у праведного Лота. В тот же день за крайнее нечестие жителей Содом и Гоморра с окрестностями были уничтожены Богом огнём с неба.

Православный богослов В. В. Бурега пишет, что, поскольку традиционно причиной гибели Содома считается крайняя развращенность его жителей, проявившаяся, в том числе, и в гомосексуализме, исторически слово «содомия» стало главным обозначением гомосексуального поведения[9]. События, происшедшие в Содоме (ивр. ‏סְדוֹם‏‎, Sədom — букв. «горящий») и Гоморре (ивр. ‏עֲמוֹרָה‏‎, ʿAmora — букв. «погружение, потопление»), рассматриваются как попытка совершения греха сексуального характера в том числе и по причине двукратного использования в тексте Библии древнееврейского глагола yada (познал), применяемого для описания действий сексуального характера[10][11][12].

Согласно тексту Основ социальной концепции РПЦ, Бог наказал жителей Содома «именно за грех мужеложества»[13]. Православная энциклопедия уточняет, что церковная традиция понимает под этим грехом в данном случае попытку гомосексуального насилия над гостями[14]. В. В. Бурега отмечает, что в современной библеистике происходит изменение взглядов, и «даже те библеисты, которые настаивают на традиционно жестком отношении к гомосексуализму, соглашаются, что указанный отрывок из Книги Бытия все же не содержит ясного осуждения гомосексуализма», понимаемого в значении гомосексуального поведения в общем смысле[9].