Создание мира


Создание мира, миропостроение (англ. worldbuilding) — это процесс построения воображаемого мира, иногда связанного с целой вымышленной вселенной[1]. Получившийся мир можно назвать сконструированным гипотетическим миром. Разработка воображаемого сеттинга с такими связными качествами, как история, география и экология, является ключевой задачей для многих писателей-фантастов. Миропостроение часто включает в себя создание карт, предыстории и персонажей. Построенные миры могут обогатить предысторию и историю вымышленных произведений, и авторы нередко пересматривают свои построенные миры, завершая связанные с ними работы.[уточнить] Созданные миры могут создаваться для личного развлечения и умственных упражнений, или в рамках конкретных творческих усилий, таких как романы, видеоигры или ролевые игры.

Термин «worldbuilding» был впервые использован в «Эдинбургском обзоре» в декабре 1920 г.[2] и появился в статье Артура Стэнли Эддингтона «Пространство-время и гравитация: обзор общей теории относительности», чтобы описать процесс придумывания гипотетических миров с различными физическими законами[3].

Это понятие использовалось в критике научной фантастики и фэнтези с момента появления в книге Ричарда Эдгара Лупоффа «Эдгар Райс Берроуз: знаток по части авантюр» (1965).

Создание литературных вымышленных миров было впервые исследовано такими фантастическими авторами, как Джордж Макдональд, Дж. Р. Толкиен, Дороти Л. Сэйерс и К. С. Льюис. Толкиен затронул эту проблему в своем эссе «О волшебных сказках», в котором он заявил, что «Вторичный мир» или «Суб-творение» (построенный мир) существенно отличается от искусства написания пьес: «Очень мало о деревьях, поскольку деревья могут быть вовлеченными в пьесу». Созданные миры отходят от повествования, персонажей и фигур и могут исследовать «деревья как деревья» или аспекты мира самого в себе. Более поздний анализ фантазийных миров в 1960-х годах контекстуализировал их в повествовании произведений, предлагая анализ историй в мире, но не мира самого по себе. Медиафраншизы похожи на построенные миры, но не обязательно полагаются на них; например, у медиафраншизы «Звездные войны» есть построенный мир, а у «Битлз» в качестве франшизы — нет. В 2000-х годах создание миров в кино стало популярным. Когда-то писатели стремились создать персонажа, который мог бы выдержать несколько историй, а теперь они создают мир, который может выдержать несколько персонажей и историй.