Соляризация


Соляриза́ция (от лат. Solaris — солнечный, sol — солнце; через французское слово solarisation) — явление желатиносеребряного фотопроцесса, при котором слишком большая экспозиция приводит не к увеличению, а к снижению получаемой в результате проявления оптической плотности[1]. В итоге переэкспонированные участки оказываются на негативе менее плотными, чем окружающие, получившие нормальную экспозицию. На позитиве в этих местах происходит эффект «обращения», когда солнце выглядит, как тёмный диск на светлом небосводе.

Псевдосоляризация, Эффе́кт Сабатье́ — разновидность фотографики, дающая похожий изобразительный эффект, но получаемая засветкой частично проявленной эмульсии[2]. При дальнейшем проявлении неэкспонированные до засветки участки эмульсии становятся чёрными, а вокруг уже проявленных образуется светлый контур (линии Макки) за счёт боковой диффузии продуктов окисления проявителя.

Если экспозиция фотоматериала чрезмерна и выходит за пределы линейного участка характеристической кривой, после проявления оптическая плотность изображения становится обратно пропорциональной количеству падавшего на фотоэмульсию света[3]. При этом на участках, где происходит подобный «пересвет», оптическая плотность тем меньше, чем больше экспозиция[4]. Причиной соляризации считают окисление центров скрытого изображения нейтральными атомами свободных галогенидов, образующихся при большой экспозиции на микрокристаллах галогенидов серебра в фотоэмульсии. В практической фотографии эффект может проявляться в виде отображения на готовом позитиве ярких источников света тёмно-серым или чёрным пятном.

Характер изображения, получающегося в результате соляризации, можно искусственно создать в фотолаборатории. Такая техника, изобретённая в конце XIX века, получила название псевдосоляризации, или эффекта Сабатье[5]. Первым обнаружил обращение частично проявленного изображения при воздействии света американский фотограф Уильям Джексон в 1857 году[6]. Тем не менее открытие приписывается французскому учёному Арману Сабатье[7]. Принципиальная разница между соляризацией и её искусственным аналогом в обиходе не учитывается, и фотографы слово «псевдосоляризация» практически не используют.