Юрок, Сол


Сол Ю́рок (англ. Sol Hurok, при рождении Соломон Израилевич Гурков; 1888—1974) — американский музыкальный и театральный продюсер еврейского происхождения.

Отец, Израиль Гурков, занимался торговлей тканями; мать, Анна Шрим, была домохозяйкой (в газете Нью-Йорк таймс говорится, что мать звали Наоми[3]).

В 1906 году эмигрировал в США[5]. Работал курьером, мыл бутылки, торговал в скобяной лавке. В конце 1900-х годов увлёкся политическим активизмом, приглашая начинающих музыкантов участвовать в социалистических митингах. Затем организовывал концерты для рабочих.

В 1910 году вместе с соратниками по Социалистической партии был одним из учредителей Трудового лицея, в котором наряду с лекциями проводились и концерты. Контакты Юрока с музыкантами упрочивались, и у него появилась возможность организовывать концерты в других местах — в частности, большие публичные концерты на Нью-Йоркском ипподроме. Среди музыкантов, чьи выступления провёл Юрок в 1910-е годы, — Ефрем Цимбалист, Эжен Изаи и др.

В 1916 году Юрок познакомился с Анной Павловой, а в 1921—1925 годах был организатором её гастролей по США. В 1922 году Юрок познакомился с приехавшими в США балериной Айседорой Дункан и её мужем, поэтом С. Есениным, и организовывал концерты А. Дункан. Успех балерины способствовал росту популярности самого Юрока, ставшего в 1920-е годы одной из крупнейших фигур в культурной жизни Нью-Йорка. В 1920-х основал собственную концертную компанию «Hurok Artists, Inc.»[5]. В 1921—1927 годах Юрок был американским импресарио Фёдора Шаляпина. Среди других артистов российского происхождения, с которыми работал Юрок, можно назвать Артура Рубинштейна и Яшу Хейфеца. В 1926 году Юрок также провёл первые гастроли в США еврейского театра из СССР «Габима». Одним из направлений деятельности Юрока была организация концертов советских артистов в США и американских артистов в СССР, начавшаяся в 1926 году. В 1926—1937 годах и в 1956—1973 годах Юрок ежегодно ездил в Советский Союз.

Рубеж 1930—1940-х годов ознаменовался большими успехами Юрока и его музыкантов — начиная со знаменитого концерта Мариан Андерсон, данного на ступенях Мемориала Линкольну после того, как ей отказали в предоставлении зала из-за чёрного цвета кожи, и собравшего около 75 000 слушателей. В это время Юрок становится крупнейшим музыкальным продюсером страны. К 1940-м годам Юрок стал крупнейшим американским импресарио.