Сотириуполь


Сотириуполь (Сотириуполис[1], Сотерополис[1], Сотериуполь[2], Сотерополь[2], Сотирополь[2], Ставрополь[2], греч. Σωτηρόπολις ή Σωτηριούπολις) — приморский город на территории Абазгии, на северо-восточном побережье Чёрного моря. Согласно сочинению «Об управлении империей» (De administrando imperio), приписываемому императору Константину VII Багрянородному (908—959) и составленному в 948—952 гг., крепость Сотириуполь (Κάστρο Σωτηριουπόλεως) находилась на южной границе Абазгии[3][4]. Обычно отождествляют с античным Питиунтом (современная Пицунда) на черноморском побережье Кавказа, в Абхазии[5][1]. Также Сотириуполь помещают в район современного города Сухум или близ города Трапезунд (ныне — Трабзон)[6].

Сотириуполь впервые упоминается в 7-й епископской нотиции[англ.] при первом патриаршестве Николая Мистика (901—907)[1].

В 1897 году профессор Юлиан Кулаковский высказал, что Сотириуполь — другое название Питиунта[7]. В приложении к «Синекдему» (ок. 535) Иерокла, в «списке городов и крепостей, переменивших свои имена» указывается: «Сотириуполь — прежде Питиа»[7]. Филипп Брун писал: «Если не ошибаемся, то Питиус иногда назывался Сотириуполис»[8][4]. Семен Каухчишвили (1895—1981) также отождествляет Сотириуполь с Пицундой[9]. Ирина Шотовна Агрба (род. 1962) подкрепляет это положение[10][11]. Этимология названия Сотириуполь объяснялась тем, что Питиунт мог получить название Сотириуполь («город Христа Спасителя») от одного из главных своих храмов, посвящённого Христу Спасителю — Сотеру[12][2], либо потому что был одним из ранних христианских центров на побережье Кавказа[4]. С Кулаковским согласились в 1995 году австрийские византинисты Клаус Белке (Klaus Belke) и Петер Зусталь (Peter Soustal) в немецком комментированном переводе «Об управлении империей» Константина VII Багрянородного[13][1]. В таком случае Абазгия X века (в узком смысле) не охватывала всей этнической территории абхазов[5]. Зураб Анчабадзе считал, что Константин Багрянородный писал, что Сотириуполь находится на границе не Абхазского царства, а исторической Абазгии или Абхазского эриставства, которое составляло тогда административную область Абхазского царства[4][2].

Василий Латышев видел в Сотириуполе Севастополис (ныне — Сухум)[2][14]. Профессор Василий Болотов отождествлял Сотириуполь с Севастополисом в частном письме к Юлиану Кулаковскому[15][4][7]. Павел Ингороква в 1950 году утверждал, что Сотириуполь — это нынешний Сухум[16]. Мнение Болотова разделяет Бернадетт Мартэн-Изар (Bernadette Martin-Hisard). Однако в 8-й, 11-й и 18-й (№№ 6, 14 и 19) епископских нотициях присутствуют и Сотириуполь, и Севастополис[17][1][18][2].

И. Бромберг (J. Bromberg) предложил искать архиепископский центр Сотириуполь на понтийском побережье[19][2].