Софийский метрополитен


Софи́йский метрополите́н (болг. Софийски метрополитен или Софийско метро) — система метрополитена в Софии, столице Болгарии. Является одной из новейших в Европе, первой и единственной в Болгарии. Состоит из четырёх линий длиной 52 км, на которых расположены 47 станций. Действует маршрутная система движения поездов (4 маршрута) с четырьмя пересадочными станциями.

Среднее расстояние между станциями первой линии — 1100 м, второй линии — 912 м, третьей линии - 1000 м, длина платформ на первом радиусе — 120 м (рассчитаны на 6 вагонов стандартной длины), на втором радиусе и на второй линии — 104 м, на третьей линии - 105 м. Используется колея 1435 мм, стандартная для Европы. Питание - от контактного рельса напряжением 825 В. Максимальная скорость поездов — 80 км/ч, минимально возможный интервал между поездами — 90 секунд.

Первые исследования и планы строительства подземного транспорта в Софии были осуществлены в конце 60-х годов прошлого века. В 1972 году Совет министров одобрил технико-экономический доклад, а в 1973 году была создана специализированная проектная организация «Метропроект». В 1974 году на основе технико-экономического доклада решением исполкома столичного народного совета была принята Генеральная схема развития линий метрополитена, согласно которой сеть состоит из 3 линий общей длиной 52 км с 47 станциями (среднее расстояние между станциями — 1100 м).

Линии должны пресекаться в центральной части города в форме треугольника с вершинами: площадь «Святая Неделя», Софийский университет имени святого Климента Охридского, Национальный дворец культуры.

Согласно первоначальной Генеральной схеме, после нынешней станции «Сердика» трасса первой линии должна была проходить по бульвару Дондукова (болг. бул. «Княз Александър Дондуков»), а после Софийского университета — по бульвару «Цареградское шоссе» (болг. бул. «Цариградско шосе»), тогда бульвару Ленина. Изменение маршрута произошло в 1993 г.

В 1975 г. распоряжением Совета министров государственное хозяйственное объединение «Гидрострой» было определено как генеральный подрядчик строительства метрополитена. В рамках этого предприятия была создана специализированная строительная организация «Метрострой», которая в 1980-е годы выделилась в самостоятельную фирму. В 1989 г. «Метрострой» был преобразован в фирму, принадлежащую столичной общине, которая просуществовала до 1999 г., когда была ликвидирована вследствие тяжелого финансового состояния.