Софийский собор (Харбин)


Софи́йский собо́р (кит. 哈尔滨圣·索非亚大教堂) — недействующий православный храм в Харбине. Один из символов Русского Харбина.

С ноября 1996 года собор находится в списке памятников культуры Китайской Народной Республики (4—227). В настоящее время в нём находится архитектурный музей, в котором демонстрируются фотографии и макеты зданий Харбина.

По окончании Русско-японской войны эвакуировавшаяся из Маньчжурии воинская часть под командованием генерала Эдуарда Колянковского в 1907 года подарила харбинцам деревянный храм, ранее служивший военной церковью. В дарственном документе военные отмечали, что они совершают своё пожертвование, «дабы русское дело в Харбине под сенью этого храма росло и укреплялось». Храм заложили на новом месте (район Пристань, ул. Водопроводная, угол Мостовой) 11 февраля 1907 года. Все затраты на демонтаж храма и сборку здания по новому адресу всецело принял на себя харбинский чаеторговец Илья Чистяков[вд]. Работы проводились в рекордные сроки, заняв двадцать дней. Храм освятили малым освящением 4 марта 1907 года во имя Софии Премудрости Божией в надежде, что позднее на великое освящение прибудет из Владивостока новый архипастырь, что и произошло[2]: в 1908 году великое освящение совершил архиепископ Евсевий (Никольский)[3]. Храм получил в Харбине статус первого нежелезнодорожного и первого приходского. Илья Чистяков занял в нём должность ктитора и оставался в ней до своей смерти в 1922 году. Причт содержался приходским советом на добровольные пожертвования прихожан, а хор целиком оплачивал Чистяков[4].

В 1912 году храм претерпел реконструкцию[5]. Храм был обложен кирпичом и реконструирован по проекту С. К. Треймана. Был пристроен левый придел во имя пророка Божия Илии и мученицы Ираиды (святых, соименных самому Чистякову и его супруге Ираиде Петровне)[4]. На колокольне над входом в храм появились новые колокола — один большой и восемь малых[5]. Храм выглядел благолепно. Вот как описывает его Г. В. Мелихов со слов деда, харбинского старожила: «Это лёгкое, изящное сооружение освещалось электричеством, и с наступлением сумерек его кресты сияли в тёмном небе разноцветными огнями. Особенностью старой Софийской церкви <…> были живопись и особо выразительное хоровое пение. При входе в неё по обеим сторонам располагались два больших живописных полотна: „Послы Владимировы в Софийском Соборе в Царьграде“ и „Крещение киевлян при Владимире“»[4].