Социальная инженерия


Социáльная инженерия — в контексте информационной безопасности — психологическое манипулирование людьми с целью совершения определенных действий или разглашения конфиденциальной информации. Следует отличать от понятия социальной инженерии в социальных науках — которое не касается разглашения конфиденциальной информации. Совокупность уловок с целью сбора информации, подделки или несанкционированного доступа от традиционного «мошенничества» отличается тем, что часто является одним из многих шагов в более сложной схеме мошенничества[1].

Также может быть определено как «любое действие, побуждающее человека к действию, которое может или не может быть в его интересах»[2].

Выбор той или иной техники зависит не только от уже известного знания об объекте воздействия, но и от непосредственной ситуативной практики взаимодействия с ним, поскольку чаще всего социальный инженер имеет дело со сложившимися условиями и обстоятельствами, которые могут уже никогда не повториться в будущем (согласно А. В. Веселову)[3].

Фишинг (англ. phishing, от fishing — рыбная ловля, выуживание) — это вид интернет-мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей — логинам и паролям. Это самая популярная схема социальной инженерии на сегодняшний день. Ни одна крупная утечка персональных данных не обходится без волны фишинговых рассылок, предшествующих ей. Наиболее ярким примером фишинговой атаки может служить сообщение, отправленное жертве по электронной почте и подделанное под официальное письмо — от банка или платёжной системы — требующее проверки определённой информации или совершения определённых действий. Причины могут называться самые различные. Это может быть утеря данных, поломка в системе и прочее. Такие письма обычно содержат ссылку на фальшивую веб-страницу, в точности похожую на официальную и содержащую форму, требующую ввести конфиденциальную информацию[4].

Атака, которая заключается в отправлении письма с соблазнительной причиной посетить сайт и прямой ссылкой на него, которая лишь имеет сходство с ожидаемым сайтом, например, www.PayPai.com. Выглядит это, будто это ссылка на PayPal, мало кто заметит, что буква «l» заменена на «i». Таким образом, при переходе по ссылке жертва увидит сайт, максимально идентичный ожидаемому, и при вводе данных кредитной карты эта информация сразу направляется к злоумышленнику.

Одним из наиболее известных примеров глобальной фишинговой рассылки может служить афера 2003 года, во время которой тысячи пользователей eBay получили электронные письма, в которых утверждалось, что их учётная запись была заблокирована, и для её разблокировки требуется обновить данные о кредитных картах. Во всех этих письмах присутствовала ссылка, ведущая на поддельную веб-страницу, в точности похожую на официальную. Впрочем, по подсчётам экспертов, убытки от этой аферы составили менее миллиона долларов (несколько сотен тысяч)[5].