Социология религии


Социология религии — отрасль социологии, изучающая взаимоотношения между религией и обществом. Социология религии изучает религиозные практики, исторический опыт взаимодействия религии и общества, универсальные темы и роли религии в социальных процессах. В отличие от философии религии и теологии, социология религии не ставит своей целью оценку религиозных убеждений[1]. Современную социологию религии можно представить, как совокупность трех уровней знаний: методологического, теоретического и эмпирического[2].

Предпосылки возникновения данной отрасли социологии были заложены в эпоху французского Просвещения. К этому времени накопился богатый фактографический материал по истории христианства и неевропейских религий, требовавший упорядочения и осмысления. Многие идеологи французского Просвещения сформировали критический интерес к религии как социальному институту. Позитивистская методология Огюста Конта и рационалистическая гносеология Иммануила Канта сформировали методологическую основу анализа религии[2].

Основоположниками современной социологии религии считают Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера и Георга Зиммеля[2].

Эмиль Дюркгейм одним из первых начал анализ религии, в 1897 году он исследовал самоубийства среди католических и протестантских групп населения, дал описание основных функций религиозного ритуала. Работы Макса Вебера подчеркнули взаимосвязь между религиозной верой и экономическими основами общества, а также заложили основу типологии религиозных групп и религиозного лидерства. Фундаментальной в области социологии религии принято считать работу, написанную Максом Вебером, «Протестантская этика и дух капитализма». Дюркгейм также изучал вопрос о ранних формах религии. Вопрос религии Дюркгеймом рассматривается и прорабатывается в работе «Элементарные формы религиозной жизни». В частности в работе выявляются функции и социальные истоки религии.

Современная социология религии сосредоточена на таких вопросах, как секуляризация, гражданская религия, а также согласованности религии в контексте глобализации и мультикультурализма[1].

Религиозные группы, классифицируются как деноминации, конфессии и новые религиозные движения. Некоторые религиоведы считают, что термины «секта» и «культ» не следует употреблять, как перегруженные эмоциональными и богословскими коннотациями[3].