Со Сисэки


Со Сисэки (яп. 宋 紫石, 17151786); настоящее имя — Кусумото Конахиро (яп. 楠本 幸八郎) — японский художник периода Эдо, мастер школы Нампин-ха[1].

Со Сисэки родился в городе Эдо, но своё обучение мастерству живописи начал в Нагасаки, где его учителем стал китайский художник Сун Цзыянь, взявший в Японии имя Со Сиган. Со Сисэки в итоге взял себе псевдоним в честь своего учителя[2]. Другим его учителем стал Шэнь Цюань, который впоследствии зародил в Нагасаки школу живописи Нампин-ха[3].

Работы Со Сисэки в жанре «цветы и птицы» и других создавались при помощи широких каллиграфических мазков при создании веток, стволов и камней, технику гохуа для создания листев и лепестков цветов и тонкую штриховку для деталей цветов и перьев птиц, таким образом получалось детальное, реалистичное изображение. Отличительной чертой его работ является создание ярких и детальных изображений на нейтральном фоне, детали которого лишь намечены лёгкими штрихами[4]. По возвращении в Эдо, Со Сисэки стал там практически единственным представителем школы Нагасаки. Он начал обучать живописи других, одним из его учеников стал Сиба Кокан[2]. Другим учеником стал его сын Со Сидзан[3]. Со Сисэки был близок с учёными Хирагой Гэннаем (для учебника его авторства Со Сисэки создал иллюстрации) и Сугита Гэмпаку, распространявшими рангаку и интересовался западным искусством[1]. В стилистике его работ начали появляться черты европейской живописи[3]. При этом, Меккарелли считал, что Со Сисэки сделал декоративные изображения флоры и фауны школы Нампин-ха более зрелыми.[5].

В отличие от предшественников в школе его стиль более сосредоточен на деталях, что в свою очередь развилось благодаря интересу к научным трактатам по ботанике. Школа Нампин-ха была названа в честь китайского художника Шэнь Цюаня, прибывшего в Японию всего на два года и обучившего множество последователей; Шэнь Цюань был представителем китайской академической живописи[6]. Основателем школы стал его ученик Кумасиро Юхи, который в стилистическом плане работ зародившейся школы упростил композицию, технику работы с кистью и перестроил пространство работ[7]. В дальнейшем Со Сисэки ещё больше упростил элементы композиции, приведя к усилению эффекта двухмерности изображения[7]. Со Сисэки создал несколько иллюстрированных книг, среди которых сборник его собственных работ («Со Сисэки гафу» (яп. 宋紫石画譜), 1765; Утю кэйдзу (яп. 雨中鶏図), 1771)[2].