Цветы и птицы


Цветы и птицы (хуаняо, кит. трад. 花鳥畫, упр. 花鸟画, пиньинь huā niǎo huà, палл. хуа няо хуа) — жанр китайской пейзажной живописи, основным предметом которого являются растения, птицы, звери либо насекомые[1]. Этот жанр оказал большое влияние на всё китайское прикладное искусство в Средние века[2]. Аналогично другим китайским жанрам произведения-хуаняо содержат поэтические ассоциации и намёки, доступные образованным китайцам своего времени[3]. Художники обычно писали картины в этом жанре на вертикальных и горизонтальных свитках, также встречаются они на веерах, альбомных листах и почтовой бумаге[4].

Вся китайская пейзажная живопись уходит корнями в древний культ природы, а также философские течения, стремящиеся понять природу, описать её и классифицировать — даосизм, конфуцианство и буддизм[5]. Как отдельный жанр пейзаж оформился между III и VI веками[6].

Зарождение хуаняо произошло позже прочих основных китайских изобразительных жанров, хотя изображения птиц встречаются на самых ранних сохранившихся китайских рисунках периода Сражающихся царств и на ещё более ранних предметах обихода[2]. Растения в изобразительном искусстве встречаются ещё раньше — в конце периода Хань, однако они явно были заимствованы с Запада и распространялись довольно медленно[2]. Постепенно изображения цветов стали ближе к реальной китайской флоре, и под влиянием китайской поэтической традиции художники начали передавать образы и настроение через цветы и птиц[2]. Так, зимородки символизировали благородство, а сосна — уединение[7].

Известно множество несохранившихся изображений периода владычества династии Суй — «Мэйхуа и трясогузка», «Голуби и груша», «Цапля и пруд с цветами лотоса», относящихся к этому жанру[2]. Первым художником, прославившимся изображением птиц, стал Сюэ Цзи[en], живший в VIII веке[2]. Множество пионеров хуаняо жили на юге Китая, на территории нынешней провинции Сычуань[8].

Взлёт популярности хуаняо пришёлся на период пяти династий (первая половина X века)[9]. Художники Хуан Цюань и Сюй Си[en], творившие в X веке, считаются основателями и непревзойдёнными мастерами жанра «цветы и птицы», заложившими две основные его стилистические разновидности: рисование чистым тоном с тонкой линией, тщательным выявлением всех характерных особенностей, кит. трад. 寫生, упр. 写生, пиньинь xiě​shēng, палл. сешэн; и рисование размывами туши, когда объект воплощается во всей полноте за счёт изображения одного определяющего свойства, кит. трад. 寫意, упр. 写意, пиньинь xiě​yì, палл. сеи[7][10][11]. Сеи распространился благодаря успеху эстетики Сюй Вэя и Чэнь Даофу[en][12].

Также среди мастеров этого времени называют Чжао Чана, работавшего в Сычуани[13]. В целом считалось, что удачная картина-хуаняо выражает столь же много, сколько большой пейзаж, но делает это посредством ограниченного количества элементов[8]. Художники стремились постичь «дао» природы и её саму[14]. Поэт и каллиграф Сыкун Ту писал: «Природа немая, мёртвая для других и красноречивая для идеального поэта»[14].