Китайская поэзия


Китайская поэзия — одна из древнейших национальных поэтических традиций в мире. Традиционная поэзия Китая, известная на протяжении трёх тысячелетий, разделена на «ши» (кит. ), «цы» (кит. ) и «цюй» (кит. ), а также «фу» (кит. ). С начала XX века существует также развитая поэзия, основанная на западной традиции. Все традиционные формы китайской поэзии рифмованы, но не все рифмованные тексты в древнем Китае классифицированы как поэзия — например, строки из «Книги Перемен» часто рифмованы, но это не рассматривается как поэзия.

Могло бы быть большее число важных антологий ранней поэзии в Древнем Китае. Однако, с того времени, как по приказу Цинь Шихуанди конфуцианские книги были сожжены, самые ранние, сохранившиеся до настоящего времени антологии — это «Книга песен» и «чуцы», датируемые периодом правления династии Чжоу[1] и периодом Сражающихся царств соответственно. «Книга песен» является первым значительным сохранившимся сборником китайских стихотворений[1], она включает в себя как аристократические поэмы (оды, собранные во второй и третьей частях «Книги песен»), так и реалистичные, нередко социально-обличительные народные песни (первая часть «Книги песен»)[2]:18. Строка в «Книге песен» была четырёхсловной, то есть состояла из четырёх иероглифов[2]:9.

Второй, более лиричной и романтичной антологией была «чуцы» («Песни царства Чу»), пополнившая список первоначальных поэм, которые приписываются Цюй Юаню и его последователю Сун Юю. Эти поэмы состоят из строк неправильной длины в стиле, преобладающем в царстве Чу.

В период династии Хань, из жанра «чуцы» развился жанр «фу». В период Шести династий «фу» оставался главным поэтическим жанром, вместе с «ши» они образовывали два столпа китайской поэзии до того, пока «ши» не стали доминировать в период династии Тан.

С периода династии Хань процесс, аналогичный тому, что привёл к появлению «Книги песен», обусловил появление «юэфу» (кит. 樂府). Они состояли из неравного числа иероглифов в строках и неравного числа строк в строфах. Позднее появился пятисловный стих (пять иероглифов в строке), этот жанр достиг расцвета в творчестве «Семи мужей цзяньаньского периода» и семьи Цао Цао[2]:28. Пятисловные и семисловные (пять и семь иероглифов в строке соответственно) формы «ши» доминировали в китайской поэзии до современного периода. Они разделены на гуши и цзиньтиши. Последняя более строгая форма была развита в период династии Тан с правилами, регулирующими структуру стихотворений. Самыми великими писателями гуши и цзиньтиши были Ли Бо и Ду Фу соответственно.