Спалирис


По гипотезе А. Гутшмида и У. Тарна, в китайских хрониках Спалирис известен под именем Утолао. Как отметил востоковед С. В. Кулланда, основой скифского имени Спалириса является иранское «spada» («войско»), с заменой звука d на l. Я. Харматта перевёл этот термин как «командующий войском». Р. Н. Фрай считал Спалириса парфянином, хотя и отметил, что это имя, скорее всего, сакское. Этот американский исследователь предположил, что между правителями, владевших землями от Систана до Пенджаба, широко практиковались династические браки.

О Спалирисе известно из нумизматического материала различных вариантов чеканки. По замечанию учёных В. М. Массона и В. А. Ромодина, это может свидетельствовать о постепенном упрочнении положения Спалириса. Так, на одних монетах он, как и Спалахор (некоторые исследователи, например, Уайтхед, А. Наррайн отождествляет их), называл себя «братом царя». Однако, в отличие от монет со Спалахором, имя царя здесь не указано. Поэтому либо имеется в виду Вонон[англ.] (по мнению Н. Дибвойза, Спалирис был преемником Вонона), либо это выражение следует понимать лишь как почётный титул. На других монетах Спалирис имеет звание «великого царя». На реверсе с тем же определением упоминается Азес: возможно, речь идёт об Азесе I[англ.], что свидетельствует о намерении Спалириса через формальное признание политических прав Азеса избежать нападения с его стороны. Также Спалирис именует себя «великим царём царей». По замечанию авторов Ираники, Спалирис вначале выпускал монеты как подчинённый Вонона, затем как единоличный правитель и, наконец, совместно с Азесом. У. Тарн считал Спалириса преемником Спалагадама. При этом монеты Спалириса встречаются очень редко, что может быть обусловлено непродолжительностью его правления.