Спальня Джека-потрошителя


«Спальня Джека-потрошителя» (англ. «Jack the Ripper's Bedroom») — картина британского художника Уолтера Ричарда Сикерта, созданная им в 1906—1907 годах[Прим 1]. Принято считать, что на полотне художник изобразил спальню собственной квартиры, которую снимал в Лондоне по адресу Морнингтон Кресент  (англ.), 6. Современники живописца впоследствии вспоминали, что он испытывал живой интерес к личности неуловимого преступника, утверждал, ссылаясь на слова квартирной хозяйки, что живёт в квартире, которую за 18 лет до него занимал Джек-потрошитель, и даже представлялся незнакомым девушкам как этот преступник. Ещё в 1970-е годы высказывалось мнение, что в молодости Сикерт мог быть каким-то образом связан с преступлениями Джека-потрошителя. Некоторые современные исследователи предполагают, что художник был самим Джеком-потрошителемПерейти к разделу «#Картина и гипотеза о Сикерте — Джеке-потрошителе».

Вплоть до 1980 года полотно находилось в частной коллекции одной из бывших натурщиц художника и практически не было известно даже искусствоведам. В настоящее время картина входит в коллекцию Манчестерской художественной галереи в ВеликобританииПерейти к разделу «#История создания картины и её судьба».

Искусствоведы по разному трактуют изображение на картине «Спальня Джека-потрошителя»Перейти к разделу «#Изображение на полотне», а также творческий метод, использованный при её создании, пытаются сопоставить эту картину с полотнами из серии «Убийство в Кэмден-Тауне», созданной Уолтером Сикертом по мотивам кровавой драмы  (англ.), разыгравшейся в Лондоне в сентябре 1907 годаПерейти к разделу «#Характеристика картины художественными критиками, культурологами и криминалистами». Высказывалось предположение, что события личной жизни художника, которые побудили Сикерта написать эту картину, легли в основу рассказа, а позже и написанного на его основе романа Мэри Аделаид Беллок Лаундз «Жилец» (1911 и 1913 годы), а также фильма Альфреда Хичкока «Жилец: история лондонского тумана» (1927)Перейти к разделу «#Картина Сикерта в культуре».

Изображение на картине «Спальня Джека-потрошителя» погружено во мрак. Зрителю открывается вид из коридора через раскрытую настежь дверь в тёмную комнату. Деревянный стул стоит на переднем плане. По предположению искусствоведов Манчестерской художественной галереи, он находится в коридоре, слева от открытой двери. В полумраке спальни зритель, с их точки зрения, в состоянии различить туалетный столик и стул. Свет в комнату проникает через узкие щели горизонтальных ламелей жалюзи, которые закрывают большое окно в задней части комнаты. Предметы мебели, находящейся в спальне, настолько расплывчаты, что можно предположить, что на стуле сидит человек, однако, по убеждению искусствоведов Манчестерской художественной галереи, в комнате, изображённой на картине, никого всё-таки нет[5].