Спасо-Преображенская церковь (Полоцк)


Спасо-Преображенская церковь (белор. Спаса-Праабражэнская царква) — шестистолпный одноглавый храм православного Спасо-Евфросиниевского монастыря в Полоцке, построенный в середине XII века[1].

Это наилучшим образом сохранившийся памятник древнеполоцкого зодчества, даже несмотря на перестройки периода классицизма. В советские годы церковь продолжала действовать, долгое время оставаясь единственным работающим храмом Полоцкой епархии[2].

Храм построен в середине 1150-х годов. Как следует из жития Евфросинии Полоцкой, строительными работами руководил «приставник над делатели церковными Иван». По заключению Павла Раппопорта, зодчий Иван опередил своё время, «смело создав совершенно новый архитектурный образ торжественного столпообразного храма»[3], который будет доминировать в древнерусском зодчестве конца XII века (т. н. «русская готика»).

Храм сравнительно небольших размеров, прост в плане, имеет монументальный внешний вид с единственной апсидой. Наиболее характерные черты изначального Спасского собора (затемнённые позднейшими перестройками) — преобладание наружного объёма над внутренним, а также ярусность наружной композиции. Источником ярусного построения могло быть народное деревянное зодчество[4].

Благодаря пониженному западному членению квадратная подкупольная часть выше остального объёма. Высокий барабан главы приподнят на особом возвышении, оформленном с каждой стороны трехлопастной кривой ложной закомары, то есть кокошника. Стремясь всячески подчеркнуть вертикальную устремленность столпообразной композиции, мастер Иоанн совершил революцию в древнерусской архитектуре. Чисто готической цели подчеркнуть вертикальную устремленность храма подчинены форма арок закомар, кокошников и даже бровок над окнами, которые во втором ярусе меняют полукруглое завершение на стрельчатое. Таким образом, здесь впервые прослеживается нарастание остроты форм от низа к верху, вплоть до остроугольных завершений кокошников подбарабанного пьедестала. Чтобы разгрузить своды от нагрузки массивного подбарабанного возвышения и перераспределить часть нагрузки со столбов на стены, зодчий Иоанн заузил боковые нефы.

П. А. Раппопорт считает данный памятник первым образцом «торжественного столпообразного храма», в котором зодчие Древней Руси далеко ушли от византийских канонов. В то же время, исследователь отмечает его противоречивость: «удлиненная форма плана и простая профилировка лопаток не поддерживают динамической композиции храма».