Спешнева, Алина Алексеевна


Алина Алексеевна Спешнева (19401984) — советская театральная художница-постановщица; главная художница ГАЦТК с 1970 по 1984 год.

Член Союза художников СССР[1], член Международной ассоциации анимационного кино (АСИФА, Association International du Film d’Animation)[2].

Родилась 18 февраля 1940 года. Дочь кинорежиссёра и сценариста Алексея Спешнева. Её бабушка была актрисой фронтового передвижного театра времён Гражданской войны.

Алина окончила художественный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии по специальности художник-постановщик; работала на студии «Союзмультфильм». В числе её мультипликационных фильмов — «Мой зелёный крокодил» (1966), «Клубок» (1968), «Шесть Иванов, шесть капитанов» (1967).

В Театр кукол имени С. В. Образцова (ГАЦТК) Алина Спешнева пришла работать в 1970 году вместе с мужем — художником Николаем Серебряковым. Их первой работой стал спектакль «Солдат и ведьма» (1971), которым открылся Малый зал в новом здании театра. Затем были её известные работы: «Говорит и показывает ГЦТК» (1972), «Таинственный Гиппопотам» (1974), «Дон Жуан» (1976), «Три толстяка» (1977), «Какой счёт?» (1979), «Принцесса и эхо» (1981), «Шлягер, шлягер, только шлягер» (1985). Много лет проработав в мультипликации Алина Спешнева не сразу привыкла к специфике кукольной сцены. Механику кукол, макеты, крепление декораций разрабатывал в театре Владимир Гарбузов, с которым она плодотворно сотрудничала.

Став главной художницей ГАЦТК, Спешнева не оставляла мультипликацию. Для художественного фильма «Обыкновенное чудо» (режиссёр Марк Захаров, 1978 год) придумала картины на стекле и сгорающий в финале дом — символ амбициозных иллюзий Волшебника. Также оформляла спектакли в Детском музыкальном театре под руководством Н. И. Сац[3].