Спиритуалы


Спиритуалы (от лат. spiritualis = духовный), или «мужи духа»[1], — во францисканском ордене периода XIII — первой половины XIV века различные группы монахов[1]:

В 1317 году папа Иоанн XXII объявил их идеи ересью. Тогда спиритуалы стали объединяться во внутриорденские партии реформ или образовывали отдельные секты вне ордена (например, фратичеллов[англ.]), которые, как еретики, подвергались преследованиям со стороны инквизиции.[1]

Среди францисканцев сохранялась группа, болезненно воспринимавшая изменения, которые превратили их первоначальную общину в орден. Первоначально группа стремилась лишь к тому, чтобы в возможной чистоте сохранить правила жизни и завещание Франциска (1181/1182 — 1226), несмотря на то, что папа Григорий IX признал последнее необязательным. Когда во главе ордена стал преемник Франциска, Илья Кортонский[англ.] (ок. 1180—1253), желавший как можно больше использовать привилегированное положение ордена, то обличавшие его ревнители строгого соблюдения заветов Франциска подвергались всяческим преследованиям.[1]

Особое значение эта внутриорденская партия получила тогда, когда в её среде распространились доктрины Иоахима Флорского; образовалась целая псевдоиоахимовская литература, возвещавшая близкое осуждение церкви и переход к царству Святого Духа, где носителями благодати станут монашеские ордена, в особенности францисканский. Сам Франциск Ассизский приобрёл значение как бы второго Христа, принёсшего людям новое откровение. Не менее охотно, чем грядущий суд над церковью, изображали псевдоиоахимисты её настоящие недостатки, преобладание в ней светских корыстных интересов; в особенности обвиняли пап за искажение заветов Франциска.[1]

Церковь отвечала репрессиями, всячески укрепляя власть орденских прелатов-министров и орденскую дисциплину вообще. Трактат францисканца Герардо «Введение в вечное Евангелие», представлявший собой истолкование подлинных сочинений Иоахима в духе францисканского радикализма, был предан сожжению, а автор осуждён на пожизненное заточение.[1]

В конце XIII века францисканцы, стоящие на почве переработанного иоахимизма, получают название «мужей духа», «спиритуалов» и сосредоточиваются в Южной Франции и Италии[1].